Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.
Мнения членов совета по обсужденным проблемам и планам развития ВШЭ обобщил глава МЭС Эрик Маскин. Прежде всего он отметил прогресс, которого добился университет по ряду направлений: приему иностранных студентов, количеству англоязычных курсов, продуктивности исследований, числу научно-учебных групп, взаимодействию с РАН в рамках новых факультетов химии и биологии и биотехнологий. Отдельно был отмечен факультет городского и регионального развития, который имеет большой инновативный потенциал.
«Вышка продолжает быть саморефлексирующей организацией, которая постоянно задается вопросом, что может быть улучшено в плане оценки преподавательского состава и эффективности административных практик», — сказал Эрик Маскин.
Но перед университетом остается и ряд вызовов. Например, баланс исследовательской и учебной деятельности. Для укрепления позиций в международных рейтингах вузу нужно больше публикаций, но публикационная активность не должна идти во вред преподаванию. Актуален вопрос и о том, в какой степени студенческая оценка преподавания должна учитываться при принятии кадровых решений.
По мнению МЭС, развитие международных программ можно только приветствовать, но их лучше делать не узкоспециализированными, а по укрупненным направлениям. Кроме того, нужно активнее «перемешивать» российских и иностранных студентов: для россиян более тесное общение с зарубежными студентами — это возможность больше узнать об окружающем мире, и этот шанс нужно ценить и пользоваться им.
Еще одна рекомендация МЭС связана с брендингом Вышки, прежде всего англоязычным. Члены совета уверены, что ВШЭ всегда нужно использовать только одно название в международных коммуникациях — HSE University.
Патти МакГилл Питерсон, ведущий эксперт Американского совета по образованию в Вашингтоне/ © Сергей Строков/ Высшая школа экономики
Наконец, члены МЭС предлагают сделать работу самого совета более точечной и фокусированной. «Предлагайте нам две-три темы, в которых наша экспертиза могла бы быть наиболее глубокой», — заметила ведущий эксперт Американского совета по образованию в Вашингтоне Патти МакГилл Питерсон.
Подводя итоги обсуждения со своей стороны, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что Вышка серьезно относится к вопросу поддержания качества преподавания. Тех сотрудников, которые не справляются в аудиториях, но хорошо себя зарекомендовали в науке, Вышка переводит на исследовательские должности. Но совмещать исследования и преподавание все равно очень важно, при этом под исследованием имеется в виду сам процесс, а не только и не столько его результат. «Мы стремимся вовлекать лучших студентов в исследовательскую работу с самого старта», — подчеркнул ректор. При этом Вышка понимает, что далеко не все из них связывают свое будущее с академической карьерой. Значит, в университете должны преподавать не только исследователи, но и профессионалы из бизнеса, из различных индустрий.
Что касается более сфокусированной работы МЭС, то Ярослав Кузьминов предлагает подумать над созданием подкомитетов, которые бы помогали Вышки в решении конкретных проблем. Для начала, по мнению Эрика Маскина, это могла бы быть экспертиза учебных планов по естественнонаучным дисциплинам, по социальным и гуманитарным наукам.
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Маскин Эрик Старк
Председатель Международного экспертного совета