• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российская экономика сможет расти быстрее, если будет открытой и конкурентной

В Банковском институте НИУ ВШЭ состоялась открытая лекция главы постоянного представительства МВФ в России Габриэля Ди Беллы. Он представил краткосрочный прогноз состояния российской экономики и рассказал о долгосрочных перспективах ее развития.

Экономика укрепляется после кризиса

За последние три года в России случилось «много интересных вещей с макроэкономической точки зрения», заметил господин Ди Белла. Российская экономика продолжает довольно успешно восстанавливаться после кризиса 2015 года, вызванного резким падением цен на нефть и введением санкций. Так, инфляция опустилась даже ниже целевого рубежа в 4%, установленного Центробанком, безработица меньше 5%, реальные зарплаты растут. При этом, несмотря на рост реальных зарплат выше докризисного уровня, конкурентоспособность российской экономики повысилась на фоне лучшей привязки реального обменного курса к фундаментальным показателям. В макроэкономическом отношении текущее положение российской экономики Габриэль Ди Белла оценивает как достаточно прочное. В то же время он отмечает, что в 2018 году Россия столкнулась с новыми вызовами на двух фронтах.

Финансовые потоки меняют направление

Первый из вызовов не является чем-то исключительно российским: после длительного периода «дешевых» денег началось ужесточение монетарной политики в развитых странах путем повышения ставок (особенно это заметно в США). Это приводит к смене направления денежных потоков — с развивающихся рынков они «перетекают» в развитые. Это сказывается и на обменном курсе. В некоторых развивающихся экономиках за последний год произошло резкое обесценение национальных валют, характерные примеры — Турция и Аргентина. Но целая группа развивающихся экономик, в числе которых и Россия, справились с этой ситуацией достаточно спокойно (например, рубль подешевел всего на 15% с начала 2018 г., чему, конечно, способствовал рост цен на нефть).

Второй вызов является специфически российским и связан с санкциями. После первоначального обострения в 2014 году санкционная ситуация на какое-то время стабилизировалась, но в нынешнему году российская экономика получила новый санкционный удар.

Что государству делать дальше

Снижение инфляции ниже целевого уровня в 4% может вызывать вопросы с точки зрения потенциального влияния на рост экономики. Однако, нужно учитывать, за счет чего это снижение было достигнуто — продовольственного компонента, который составляет 40% потребительской корзины, что, по словам Габриэля Ди Беллы, «необычайно много» для экономики такого размера, как российская. Хорошие урожаи прошлого года помогли снизить продовольственные цены, но этот эффект вряд ли будет столь же ощутим в последующие годы. На некоторый разгон инфляции в будущем может сыграть и ослабление бюджетного правила, предпринятое правительством.

В долгосрочной перспективе Россия сталкивается с проблемой сокращения активного (трудоспособного) населения. Это создаст угрозы не только для производства, но и для размера рынка в целом: сокращается потенциал его расширения.

Габриэль Ди Белла также обратил внимание на долю государства на рынке труда: 50% формальной занятости составляют места в госсекторе. Государство присутствует абсолютно во всех отраслях экономики. Главный вопрос в том, насколько эффективны государственные предприятия: показывают ли они лучшие результаты, чем частные? Хотя из двух миллионов фирм в России лишь 32 тысячи являются государственными, они производят 40% добавленной стоимости в формальном секторе. Так что эффективность их работы серьезно влияет на темпы роста всей экономики.

По словам господина Ди Беллы, у российской экономики есть потенциал расти быстрее, чем по полтора процента в год — это средний показатель, на который можно рассчитывать без структурных реформ. Если Россия хочет увеличить темпы роста до 3-5%, нужны меры по стимулированию конкуренции и открытию экономики. При этом не нужно отказываться от шагов, которые позволили достичь макроэкономической стабильности, прежде всего инфляционного таргетирования и плавающего обменного курса.