• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

© Вероника Богомазова

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Научная школа

На нашей программе будут готовить специалистов, которые займутся созданием новейших информационных технологий, в первую очередь речь идет о технологиях разработки операционных систем, компиляторов, средств анализа и трансформации данных, интеллектуального анализа текстов и потоков данных.

В программном обеспечении есть несколько уровней, поэтому говорят о программном стеке. Пожалуй, самые «нижние», самые скрытые от широкой публики уровни одновременно являются и самыми сложными и, главное, самыми ответственными. Специалистов по этой «невидимой» части гораздо меньше, чем людей, которые связаны с программированием того, что всем понятно — игр или офисных приложений. Многие талантливые программисты идут по «видимому» пути именно потому, что там ты сразу можешь увидеть результаты своего труда, и коллеги тебя похвалят, и от потребителей получишь признание. А в «невидимой» части нужны люди не только с мозгами, трудолюбием и тщательностью в работе, но и готовые обречь себя на труд, который не будет бросаться в глаза.

И у нас, и во всем мире таких людей мало, а задачи, которые они решают, очень важные — если ты не владеешь этой скрытой, но центральной частью, ты не владеешь ничем. Если специалистов мало — их надо выращивать. Академик Иванников создал  научную школу системного программирования, он занимался этим, наверное, лет пятьдесят, а я занимаюсь системным программированием лет сорок пять. Для нас ценность и увлекательность этой работы очевидна. 

Для того чтобы технологии развивались, и чтобы они были не только заимствованные, но и свои собственные, нужна экосистема, которая позволяет находить талантливых людей, готовить из них специалистов, доводить до нужного уровня и работать вместе с ними, создавая новые информационные технологии. И одновременно они сами должны находить своих учеников, и так поколение за поколением. Это и есть научная школа, и в этом ее отличие от большинства промышленных фирм.

Основные принципы программы

В Вышке сначала появилась базовая кафедра Института системного программирования РАН, в котором студенты бакалаврской программы «Программная инженерия» могут проходить обучение в рамках научно-исследовательского семинара. Теперь открывается и магистерская программа. В обучении и бакалавров, и магистров мы будем придерживаться общего подхода.

Один из принципов заключается в том, что студенты на достаточно ранних курсах вовлекаются в реальные исследовательские работы. Второй принцип — и мы ребятам сразу о нем говорим, хотя они и не верят, — в том, что специалист из них получится после того, как они закончат не только магистратуру, но и аспирантуру. Вообще человек должен понимать, что учиться ему надо будет всю жизнь.

Почему Вышка

Почему стоит идти на нашу программу именно в Вышку? Потому что очень хорошую репутацию завоевало отделение программной инженерии, а затем здесь был открыт новый факультет компьютерных наук. Он уже привлекает большое количество ребят, ориентирующихся на серьезное программирование. Здесь абитуриенты найдут не только высококлассных преподавателей, но и сверстников, с которыми действительно интересно учиться.

Как поступить

Основной формой вступительного испытания у нас является собеседование. В его рамках мы можем получить всю необходимую информацию от абитуриента, выяснить его интересы, узнать о его достижениях. Я видел абитуриента с написанной им самим операционной системой — это реальный случай.

Сразу предупреждаю, что, когда вы к нам поступите, вам придется очень много работать. Часть занятий будет проходить на площадке Вышки, но достаточно много занятий, и теоретических, и практических, будет проходить на территории Института системного программирования РАН (большая часть преподавателей является сотрудниками института).

Наверное, половину времени  наши студенты будут проводить за исследовательскими проектами. Только так можно добиться профессионального роста. Нельзя прослушать лекцию о том, как разрабатывать программное обеспечение, и тут же стать профессионалом. Надо пожить, надо набить шишки, надо понять, какие есть сложности при работе в коллективе, что такое делать не «когда захочу», а вовремя. За два года ребята все это увидят.

Почти всегда у нас предметом дипломной работы является не учебная программа, а реальная программа, которая входит как компонент в реальный программный комплекс, изготовленный в рамках исследовательского проекта, поддержанного научными фондами, или некоторой промышленной компанией. Это не имитация, а совершенно реальная жизнь.

Свобода творчества у студентов есть всегда, но есть и вопрос, как этой свободой пользоваться. Если у них есть идея, которая им важна и дорога, и эта идея лежит в русле системного программирования, у них будет возможность перейти из одного проекта в другой, где эту идею можно развивать. Институт активным ребятам не мешает, а, наоборот, поддерживает их (морально и материально). Но, если эта идея — за рамками системного программирования (сайты делать или чисто прикладные программы), то ничего не получится.