• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему университетам интересны рейтинги

Одной из заметных тем обсуждения на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ стали университетские рейтинги, которые оказывают все большее влияние на стратегию развития вузов и на государственную политику в сфере высшего образования.

Вышка в рейтингах

Главной задачей руководства Вышки является гармоничное развитие всего университета. В этом смысле рейтинги, внимание к которым постоянно возрастает, не самоцель, но важный инструмент, позволяющий оценивать эффективность работы вуза, — отметил, открывая обсуждение, первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев. Кроме того, рейтинги, при всем их несовершенстве, дают неплохое представление о том, как университет выглядит в сравнительной перспективе.

За последние два года ВШЭ добилась определенных успехов на этом направлении. И если прогресс, например, в общем рейтинге QS можно назвать умеренным, то в предметных рейтингах QS прорыв Вышки куда более заметен. На то есть объективные причины: в общем рейтинге больший вес имеют естественные и технические науки, которые в ВШЭ стали развиваться недавно, а не социальные и гуманитарные науки, которые всегда являлись «базовыми» для Вышки.

Рейтинги стали драйвером принятия решений в сфере высшего образования на институциональном и национальном уровнях

Зато в предметных рейтингах QS Вышка уже вошла в топ-150 в экономике и эконометрике, социологии и политических исследованиях, в топ-200 — в философии, менеджменте и бухгалтерском учете и аудите. В рейтинге Times Higher Education по предмету «Бизнес и экономика» ВШЭ занимает 83 место в мире. «Мы не ожидали такого быстрого роста в этих рейтингах, думали, что нам понадобится больше времени. Мы первый российский университет, который достиг таких показателей в социальных науках», — сказал Вадим Радаев.

Доверяй, но проверяй

«Не делать безусловный акцент на рейтинги — это правильная стратегия, выбранная ВШЭ», — считает член Международного экспертного совета (МЭС), основатель Центра международного высшего образования в Бостон-колледж Филип Альтбах. Улучшение позиций в рейтингах является следствием развития университета, а не его причиной. Профессор Альтбах согласен с тем, что социальные и гуманитарные науки недостаточно представлены в рейтингах. Кроме того, некоторые рейтинги придают слишком большой вес такому фактору, как репутация вуза, другие переходят к оценке параметров, которые очень трудно объективно измерить и сравнить (качество и характер обучения, успешность выпускников на рынке труда и проч.).

По мере того как авторы рейтингов стремятся охватить все большее число показателей, они будут сталкиваться все с новыми методологическими проблемами. Впрочем, это вовсе не означает «конец рейтингов» — они все равно останутся с нами, добавил Филипп Альтбах.

С этим выводом согласна и другой член МЭС, советник Агентства по высшему образованию Ирландии Эллен Хэйзелкорн. С одной стороны, рейтинги важны для каждого университета. С другой, рейтинги оказывают все большее влияние на государственную политику. Исследование, проведенное профессором Хэйзелкорн в нескольких странах, показало, что рейтинги стали драйвером принятия решений в сфере высшего образования на институциональном и национальном уровнях. Это происходит в странах с совсем разной академической и образовательной культурой, например, в России, Китае и Австралии.

Почему важны рейтинги

Отталкиваясь от рейтингов, вузы и государственные органы управления задают стратегические цели и оценивают успешность их реализации. Рейтинги влияют на выбор университета студентами и профессорами и на выбор потенциальных партнеров для международного сотрудничества. Даже когда слово «рейтинг» не упоминается, оно заменяется эпитетами «лучший» или «мирового класса», означающими ровно то же самое — принадлежность к числу лидеров рейтинга.

Университету нужно определить несколько своих точек превосходства и «глубоко копать» именно в них, а не повсюду сразу

Опрос Европейской ассоциации университетов (EUA) показал, что 47% вузов в своей стратегии сформулировали «ясную цель» в виде места в международных рейтингах, еще 14% — только в национальных рейтингах. 86% вузов постоянно отслеживают свои позиции в рейтингах.

Какую стратегию выбрать

Вузы выбирают разные стратегии продвижения в рейтингах, от их продуманности и реалистичности очень многое зависит. Это хорошо видно на примере двух вузов — Наньянского технологического университета (NTU) и Университета Кентукки (США). NTU, основанный в Сингапуре в 1981 году, получает большую политическую и финансовую поддержку государства. В результате в короткие сроки он смог нарастить ключевые показатели по профессорскому составу, исследованиям, публикациям, международным студентам и стать лидером рейтинга THE среди «молодых университетов», которым не более 50 лет. (Кстати, НИУ ВШЭ в этом рейтинге вплотную приблизился к топ-50.)

«Я называю это стратегией «Манчестер Юнайтед», — заметила Эллен Хэйзелкорн. — Если у вас столько денег, ресурсов и возможностей, то что вас останавливает?»

Но не каждый вуз может рассчитать свои силы. Перед Университетом Кентукки была поставлена задача войти к 2020 году в топ-20 американских университетов. Для этого необходимо было привлечь дополнительно почти семь тысяч студентов и тысячу преподавателей и постдоков, а также увеличить расходы на исследования на 470 млн долларов. Однако эта амбициозная стратегия провалилась, в том числе на фоне экономического кризиса 2007–2008 годов.

Вот почему университетам важно реально оценивать свои ресурсные возможности, а установка на продвижение в рейтингах должна быть согласована с миссией вуза. Университету нужно определить несколько своих точек превосходства и «глубоко копать» именно в них, а не повсюду сразу, уверена Эллен Хэйзелкорн.