«Программа позволит сделать прорыв в российской аспирантуре»
— Сергей Юрьевич, что значит «аспирантура полного дня», чем она отличается от обычной аспирантуры?
— Аспирантура полного дня — условное название, по сути же — это аспирантская программа, но иного формата, чем все, что были до этого и есть на сегодняшний день на российском образовательном рынке. Она предполагает серьезную обучающую программу для аспирантов. В первый год обучения аспирантам будут читаться продвинутые курсы по базовым профессиональным знаниям, а также курсы, связанные с развитием академических знаний и навыков. Второй год ориентирован на специализированные курсы, связанные с темами их исследований, эти курсы будут читаться не только в Вышке, но и в других университетах мира, нашими зарубежными коллегами, партнерами, что позволит держать качество подготовки на уровне мировых стандартов.
Этому же будет способствовать наличие у аспиранта соруководителя из числа зарубежных исследователей, а также наставников работающих во ВШЭ, которые защищали степень PhD и хорошо понимают академические стандарты подготовки. Важно, чтобы аспирант вращался в среде, которая позволяет выходить на соответствующий уровень исследований. Сегодня академический мир отказывается от ситуации, когда есть только один руководитель, большинство передовых исследований возникают на стыке дисциплин, при участии ученых с различным исследовательским и методологическим бэкграундом. Концепция программы аспирантуры полного дня подразумевает, что программа будет функционировать как некоторое единое целое, и раз в полгода аспиранты будут собираться на исследовательский семинар, представлять свои результаты, обсуждать их вместе с научными руководителями, нашими профессорами и зарубежными коллегами. Для программы будет сформирован академический совет с участием наших зарубежных коллег для оказания консультационной помощи и, в том числе, для оценивания достижений аспирантов.
— Какие цели ставит перед собой Высшая школа экономики, открывая аспирантуру полного дня?
— Мы надеемся, что программа позволит сделать прорыв в российской аспирантуре. А для этого необходимо решить несколько принципиальных проблем, прежде всего, изменить ресурсное обеспечение аспирантуры. Необходимо предоставить аспиранту возможности для того, чтобы он постоянно учился. К сожалению, нынешний статус аспирантских программ в России не может обеспечить нормальную работу молодых исследователей над диссертациями. Аспирантская стипендия у нас полторы тысячи рублей. Даже стипендии Президента и Правительства России — это всего четыре с половиной тысячи рублей. Очевидно, что молодым людям на это физически нельзя прожить. Что, естественно, создает сильные стимулы к тому, чтобы совмещать работу над диссертацией с зарабатыванием денег. Хорошо, если они зарабатываются в рамках академической работы, в исследовательских проектах, преподаванием, но часто это происходит в рамках профессиональной деятельности за пределами академических институтов и университетов, что не позволяет аспирантам полноценно заниматься исследованиями. В силу этого эффективность современной российской аспирантуры чрезвычайно низка, и странно ждать от нее каких-то серьезных прорывов и результатов.
Согласно решению Ученого совета ВШЭ, университет за счет своих средств будет выделять ежемесячную стипендию в двадцать пять тысяч рублей. При этом аспиранты также смогут работать внутри университета в исследовательских проектах, участвовать в работе наших институтов, центров, научных лабораторий. С учетом такого размера стипендии, плюс возможный заработок, речь идет примерно о сорока тысячах рублей в месяц, которые уже вполне могут позволить существовать. Но при этом ставится условие: нигде больше, как в академических проектах Вышки, аспирант работать не может. Это условие, кстати, будет обеспечиваться еще и объемом обучающих программ — как я уже сказал, их будет много, и аспиранту будет просто некогда еще где-то работать.
— Что «говорит» мировой опыт, насколько распространен подобный формат аспирантуры в зарубежных вузах?
— Тот «дизайн» аспирантуры, который мы имеем сейчас, достался нам еще от советских времен, он никогда не предполагал значительных обучающих программ. Тем не менее, современные программы PhD, аналоги российской аспирантуры, программы поствузовского образования, связанного с получением научной степени, уже довольно давно имеют серьезную, насыщенное обучающую составляющую. То есть внимание уделяется не только написанию диссертации, но и качественной подготовке к этому. Преподавание сильных, продвинутых курсов в аспирантуре, на программах PhD — в первую очередь, это традиция американских университетов, если быть точным — англо-саксонских. Часто аспирантура, PhD, совмещается с программами магистерской подготовки. Что касается европейских университетов, сейчас они также потихоньку реструктурируют свои программы, создавая обучающие программы по типу американских — то, что называют structured programmes (структурированные программы) PhD.
— Какой набор планируется в этом году на аспирантуру полного дня в Вышке?
— Мы предполагаем, что переход к аспирантуре, связанной с обучением, — это первая ласточка к изменениям всей программы подготовки аспирантов. Для этого требуются немалые ресурсы, университет их выделяет, но их не может быть бесконечно много, поэтому мы начинаем с небольшой группы. И в рамках приема в аспирантуру в этом году мы намерены набрать около двадцати пяти учащихся по приоритетным для нас направлениям — экономике и социологии. Планируется, что в зависимости от успешности этой программы в будущие годы спектр направлений, по которым будет работать такая аспирантура полного дня, расширится.
— Какие требования предъявляются к кандидатам в новую аспирантуру?
— Как и поступающие в обычную аспирантуру, студенты, желающие поступить в аспирантуру полного дня, сдают обычные вступительные экзамены, затем они должны пройти собеседование со специальной комиссией, в которую будут входить ведущие профессора университета. На собеседовании будут оцениваться как уже имеющиеся научные достижения, так и потенциал того, что можно ожидать в будущем от аспиранта. Предполагается, что все участники этой программы должны свободно владеть иностранными языками. Отсутствие языковых навыков является существенным барьером для мобильности и для академической деятельности.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ