«Я горжусь своими достижениями и благодарна лицейским преподавателям за них»
В Театре эстрады прошел второй выпускной Лицея НИУ ВШЭ. В этом году лицей окончил 381 человек. Среди них – призеры и победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, различных вузовских олимпиад и обладатели максимальных баллов ЕГЭ.
Лицей ВШЭ — предуниверсарий для учеников 10-11 классов, являющийся структурными подразделением университета, — был открыт в 2013 году. Уже через два года в рейтинге лучших школ России он занял 24-е место, среди школ социально-экономического профиля — 2-е место, социально-гуманитарного профиля — 4-е место.
В этом году в 10-й класс лицея принято более 700 человек, конкурс составил порядка 2,5 человека на место. C 2016 года обучение в лицее будет проходить по восьми направлениям: «Экономика и математика», «Экономика и социальные науки», «Гуманитарное направление», «Дизайн», «Востоковедение», «Математика, информатика и инженерия», «Юриспруденция», «Психология и социальные науки».
На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в этом году лицеисты заработали 7 дипломов победителей и 23 диплома призера по 8 предметам. 36 человек получили медаль «За особые успехи в учении» Минобрнауки РФ (то, что принято называть «золотой медалью») и 47 — медаль «За особые успехи в обучении» правительства Москвы (этот список будет пополняться, так как известны результаты ЕГЭ еще не по всем предметам).
«Надеюсь — и это не оговорка — вам было нелегко эти два года, но вы все преодолели, — сказал, обращаясь к выпускникам, первый проректор ВШЭ Вадим Радаев. — Лицей для ВШЭ — проект совершенно особый. Это не «еще одна школа». Это проект, скроенный по образцу самой Вышки, которая всегда стремится вперед и вверх».
Новостная служба ВШЭ поговорила с некоторыми лицеистами об их успехах и о пути к ним.
Анастасия Корженяк, призер заключительного этапа Всероса по английскому языку, 100 баллов ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, золотая медалистка
Гуманитарное направление в лицее я выбрала исключительно из-за английского языка. К сдаче кембриджского экзамена на сертификат продвинутого уровня нашу группу готовил замечательный преподаватель Евгений Валерьевич Бакин (сейчас он возглавляет отдел по развитию академических компетенций в Вышке). Во многом благодаря ему я сдала этот экзамен, и в том, что удалось стать призером Всероса, также велика его заслуга.
Обязательным элементом учебного плана в лицее был индивидуальный проект — нужно было написать маленькую диссертацию. Я трижды меняла тему — начинала писать работу по экономике, потом по литературе и истории, но в конце концов остановилась на естественных науках. Работа была посвящена воздействию сахара на организм человека — я провела социологический опрос на эту тему, изучила исследования иностранных ученых на английском и немецком. Теперь у меня есть представление, как писать курсовую работу, как ее защищать перед комиссией.
Помимо учебы, все ученики лицея занимаются так называемой социальной деятельностью. Сначала я помогала студентке из Колумбии сориентироваться в Москве, общалась с ней, водила по городу, а потом преподавала английский язык — разрабатывала индивидуальную программу для ученицы.
Хорошо сдать ЕГЭ мне помогло многократное участие в олимпиадах (помимо Всероса, я стала победителем или призером 11 олимпиад по разным предметам). Если не брать в расчет несколько недель в конце мая и начале июня, к нему я специально не готовилась. Ведь ЕГЭ и олимпиады в некотором смысле похожи: нужно выполнить задания за ограниченное время, дать ответы, которые от тебя хотят услышать, правильно перенести их из черновика в бланк.
Учеба в лицее — это тяжелый труд: иногда ночами не спала, зато теперь есть результаты. Получила все необходимые знания, и никакой дополнительной подготовки не требовалось. С репетиторами не занималась никогда — это мой принцип.
Поступать собираюсь на факультет права — возможно, в Высшую школу экономики, но окончательно с выбором вуза пока не определилась.
Роман Клочко, победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и олимпиады «Высшая проба» по экономике
До поступления в лицей я учился в обычной московской школе, но мне повезло дважды. Во-первых, у меня была сильная учительница по математике, а математика — решающий фактор при решении задач на Всеросе по экономике. Во-вторых, в нашей школе читал вводный курс в экономику Сергей Баринов — научный сотрудник Института образования ВШЭ и преподаватель лицея. Благодаря ему я и оказался в лицее. Специально к вступительным экзаменам я не готовился — задания, по-моему, были несложными, и в этом году уровень примерно тот же, просто нужно интересоваться предметами и, например, по математике решать задачи чуть сложнее, чем в школьной программе.
Экономику нам преподавал Дмитрий Викторович Акимов — он с самых азов объяснял принципы решения олимпиадных задач, после чего я стал нарабатывать нужные навыки.
Главное, что мне нравится в лицее, — свобода выбора. В обычной общеобразовательной школе учителя меня бы «пилили», что нужно учить все предметы подряд, а в лицее можно выбирать то, что интересно. В мою жизнь здесь никто не вмешивается, кроме меня самого, и, готовясь к олимпиадам по экономике, я мог себе позволить уделять меньше внимания другим предметам.
Поступать буду в Вышку, на программу совместного бакалавриата с РЭШ. Там работают сильные преподаватели. Программа мне нравится еще и тем, что дает максимальные возможности выбора курсов, и я смогу выбирать то, что не связано с экономикой. Еще полгода назад я точно знал, что хочу по окончании университета работать в управленческом консалтинге, а в последнее время задумался, правилен ли этот выбор. Когда-то в школе мне очень нравилась биология, и может быть, я еще захочу к ней вернуться. Но, возможно, все-таки останусь верным экономике и когда-нибудь стану профессором — поступлю на PhD в какой-нибудь зарубежный университет, а потом вернусь в Россию и буду преподавать.
Ксения Вайцеховская, призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и олимпиады «Высшая проба» по китайскому языку, 96 баллов на ЕГЭ по русскому языку
Китайский язык я начала учить задолго до поступления в лицей, мне нравится часами прописывать иероглифы, следить за произношением, ведь от тона зачастую меняется смысл слова. Когда узнала, что в лицее открывается направление «Востоковедение», решила перейти туда.
Тем, кого интересует Восток, лицей дает огромные возможности. У нас был интересный курс востоковедения, формирующий представление о разных азиатских странах. Исследовательскую работу я писала о Северной Корее: было интересно разобраться, почему тоталитарный режим там сохраняется так долго, и я пришла к выводу, что на менталитет корейцев влияют древние представления о государстве, восприятие правителя как полубога. Страна очень закрытая, нет связей с внешним миром, поэтому удается держать людей в неведении.
Девочки, которые учились по направлению «Востоковедение», были увлечены современной корейской музыкой. Мы разучивали корейские танцы, оставаясь после уроков то в спортивном, то в актовом зале. С двумя танцами мы выступили сначала на праздновании Нового года в лицее, а потом на Дне открытых дверей нашего направления. Было интересно и весело.
До лицея я училась в двух школах — сначала в Волгограде, потом в Москве, и лицей от них сильно отличается. В обычной школе иначе воспринимаешь учителя — всякий раз задумываешься, стоит ли к нему подходить после уроков, чтобы задать вопрос, а в лицее все учителя открыты для общения, и никто не будет упрекать, что, дескать, на уроке не слушаешь, а теперь спрашиваешь. Нагрузка в лицее больше, нужно и к урокам готовиться, и к ЕГЭ, и исследовательскую работу писать, но не могу сказать, что это сильно напрягало. Учителя так умеют подать предмет, что хочется учиться и добиваться результатов.
Поступать я собираюсь в Вышку на программу «Востоковедение» — надеюсь, что баллов ЕГЭ хватит, чтобы пройти на бюджет, в крайнем случае пойду на платное, для выпускников лицея там большие скидки. В будущем хотела бы работать в российско-китайской или российско-корейской компании. Опыт общения с китайцами у меня есть — дважды ездила в Китай на языковую стажировку, так что их менталитет, особенности поведения немного понимаю.
Никита Устименко, 100 баллов на ЕГЭ по обществознанию и 98 баллов по русскому языку
Я изначально знал, что буду поступать исключительно за счет ЕГЭ, не рассчитывая ни на какие олимпиады, и, собственно, к этому шел. Дело в том, что в лицей я сначала поступил на социально-экономический профиль, но потом понял, что это не мое. Решил, что лучше мне стать юристом, и сменил профиль. Может быть, я мог бы выиграть какую-нибудь олимпиаду по праву и гарантированно поступить за счет этого на бюджет, но слишком поздно об этом задумался.
Не могу сказать, что я дни и ночи решал тесты, чтобы получить такие баллы. Ничего сверхъестественного я не делал, просто в течение года занимался. Думаю, у меня все получилось в первую очередь благодаря учителям. Марина Рафаэловна Оганесян, преподаватель обществознания — отличный учитель. Когда я перешел в 11 класс, я вообще смутно представлял себе, что такое ЕГЭ по обществознанию, а в конце года написал его на 100 баллов. Ольга Венедиктовна Брюханова, которая ведет русский язык, — тоже отличный учитель, у нас ЕГЭ все хорошо сдали. Так что огромное достоинство лицея прежде всего в том, что там хорошие учителя.
Поступать в лицей ВШЭ я решил, во-первых, потому, что мне хотелось чего-то нового. А во-вторых, в своей школе я очень не любил химию и биологию. И как бы это смешно ни звучало, очень важным для меня было то, что в лицее я смогу отказаться от предметов, которые терпеть не могу. В лицее я мог выбрать один предмет из естественнонаучного цикла — физику, химию, биологию или экологию. Я выбрал физику.
И еще, конечно, достоинство лицея — это специализация. В школе выбор направления — это все-таки условность, никакой особой разницы между учебой на разных направлениях, как правило, нет, а здесь специализация действительно чувствуется.
Розалия Шарипзянова, призер олимпиады «Ломоносов» по праву и олимпиады «Высшая проба» по обществознанию, золотая медалистка
Право я выбрала еще в конце 9-го класса, когда поступала в лицей Вышки. Начнем с того, что у меня мама и дедушка юристы, хотелось бы продолжить их дело. Но и вообще мне нравится юридическая сфера, я обожаю заниматься с кодексами, с огромным удовольствием посещала занятия в лицее, где мы не только изучали теорию, но и проводили юридические игры — моделировали различные ситуации, в которых было необходимом выступать в той или иной роли. С направлениями права, к которым лежит моя душа, я еще не определилась, надеюсь найти себя в университете.
Хотелось бы выиграть интересное дело у сильного конкурента, как это делает герой сериала Suits (Форс-мажоры). Если серьёзно, то не могу сказать, что хочу быть таким же, как он, но некоторые его качества мне бы пригодились — уметь быстро концентрироваться, оставаться хладнокровным в любой ситуации, находить выход из самых сложных ситуация, общаться с самыми разными людьми.
О лицее Вышки я узнала случайно, услышав разговор моих одноклассниц, а потом оказалось, что и мама о нем слышала от знакомых. Мы решили попробовать. Я написала эссе, прошла собеседование и, не сомневаясь, принесла документы. Сейчас я могу сказать, что это оказался правильный выбор, я полностью довольна тем, что получила здесь.
Я горжусь своими учебными достижениями, горжусь победами на олимпиадах, очень благодарна моим лицейским преподавателям за них, за 94 балла по ЕГЭ по обществознанию, и за золотую медаль.
Акимов Дмитрий Викторович
Старший преподаватель Департамента теоретической экономики
Бакин Евгений Валерьевич
Начальник отдела по развитию академических компетенций
Баринов Сергей Леонидович
Преподаватель лицея НИУ ВШЭ
Брюханова Ольга Венидиктовна
Преподаватель лицея НИУ ВШЭ
Оганесян Марина Рафаеловна
Преподаватель лицея НИУ ВШЭ
Радаев Вадим Валерьевич
Первый проректор ВШЭ