• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

УМО по экономике и управлению будет противостоять псевдообразованию

3 декабря провело первое заседание федеральное учебно-методическое объединение (УМО) по укрупненной группе направлений и специальностей «Экономика и управление», которое заменит разрозненные объединения на базе различных вузов. Возглавил УМО декан факультета экономических наук ВШЭ Олег Замулин.

УМО — это государственно-общественная организация, которая отвечает за разработку образовательных стандартов, примерных программ, за содержание образования и обеспечение его качества. В высшем образовании действуют учебно-методические объединения по укрупненным группам направлений и специальностей (УГНС), объединяя специалистов из разных вузов. Они коллегиально принимают решения по этим вопросам и предлагают их на утверждение министерству (оно, в свою очередь, выполняет роль регулятора, не вмешиваясь в содержание конкретных программ и дисциплин). Министерство также утверждает кандидатуру председателя УМО.

Раньше по экономике и управлению действовали разрозненные УМО на базе разных вузов, теперь оно будет единственным. В сферу его ответственности также входит подготовка студентов по государственному и муниципальному управлению, бизнес-информатике, торговому делу, экономической безопасности и проч. К участию в его работе приглашены представители лучших университетов, входящих в Ассоциацию ведущих вузов в области экономики и менеджмента: МГУ, СПбГУ, МГИМО, РЭУ им. Плеханова, СПбГЭУ, УрФУ, СФУ и другие, а также профильные институты РАН, работодатели.

УМО будет определять, каким должно быть образование по экономике и управлению, какие вузы соответствуют стандартам в широком смысле этого слова, а какие нет

По словам ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, «период ученичества» российской экономической и управленческой науки остался в прошлом. Но налицо огромный разрыв в качестве подготовки профессионалов между группой ведущих университетов и всеми остальными. Значительная часть преподавателей не занимается исследованиями, не читает современную литературу даже по своему узкому направлению, у многих это сопряжено с незнанием английского языка. В Минобрнауки России понимают масштаб проблемы, однако без организованной работы профессионального сообщества государство мало что может изменить. Как отметил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, качество подготовки студентов в области экономики и менеджмента — ключевой вызов, и его можно преодолеть только совместными усилиями.

Олег Замулин рассказал, что УМО будет определять, каким должно быть образование по экономике и управлению, какие вузы соответствуют стандартам в широком смысле этого слова, а какие нет. Объединяя вузы-лидеры, оно будет обобщать и транслировать лучшие практики высшего образования. УМО планирует вырабатывать требования к качеству образования, на основании которых можно будет прекращать работу псевдо-программ. Но в случае приостановки программы, подчеркнул Ярослав Кузьминов, не должны нарушаться права студентов: если люди хотят стать менеджерами и экономистами, вкладываются в это, необходимо создать условия, чтобы они могли продолжить образование у других преподавателей и по другим программам.

Предстоит не только обновлять стандарты и принимать решения, какие учебники грифовать (этим УМО традиционно занимались, вызывая нарекания в профессиональном сообществе за недостаточно высокие требования), но и создавать примерные образовательные программы, которые помогут тем вузам, которые хотят меняться, улучшая преподавание, отметил Ярослав Кузьминов. Одна из возможностей перестроить подготовку основной массы студентов и обеспечить ее приемлемый уровень — массовые открытые онлайн-курсы, создаваемые ведущими университетами. УМО может проводить аудит курсов, размещаемых на Национальной платформе открытого образования, и давать рекомендации вузам, какие курсы мировых платформ стоит засчитывать на своих образовательных программах.

В ближайшее время в рамках УМО планируется обсудить и, возможно, переосмыслить всю модель высшего образования по экономике и управлению в России, еще раз вернуться к вопросам, какими компетенциями должны обладать выпускники бакалавриата и магистратуры по профильным направлениям, что требует рынок труда от экономического и управленческого образования, как подготовка экономистов в бакалавриате соотносится с профессиональными стандартами. По словам Олега Замулина, особенно актуален вопрос о возможности введения прикладного бакалавриата, в котором студент получает конкретную специальность без глубокой теоретической подготовки и сразу выходит на рынок труда. Не менее важен вопрос о разделении исследовательских и практико-ориентированных программ и на уровне магистратуры.

Еще одна проблема касается федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования четвертого поколения, на которые планируется перейти в ближайшее время. По укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Экономика и управление» предполагается принять единый ФГОС (сейчас по каждому направлению есть свой стандарт), однако, отметил Олег Замулин, нужно узнать мнение сообщества по этому вопросу. Ведь в УГНС объединены разные направления подготовки, их выпускники после бакалавриата и магистратуры должны обладать слишком разными компетенциями, и как их объединить под «зонтиком» одного стандарта, пока не очень понятно.

По словам исполнительного вице-президента РСПП Александра Мурычева, образовательные стандарты должны быть основаны на профессиональных стандартах — на сегодняшний день их разработано несколько сотен, в том числе в области экономики и управления.

В свою очередь, УМО вместе с Ассоциацией ведущих вузов в области экономики и менеджмента планируют сформулировать требования к профессиональным стандартам преподавателя. С одной стороны, нужно создать профстандарт преподавателя — научного работника в сфере экономики и менеджмента, с другой — преподавателя-практика, очертив границы их профессиональных квалификаций.