• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это именно то место, где я хочу учиться»

1 сентября лицей НИУ ВШЭ отметил начало своего третьего учебного года. В 2013 году первые лицеисты — 58 человек — вместе с учителями без проблем уместились в одной из аудиторий университета на Мясницкой. Два года спустя вместить их всех не сумел даже двор лицея на Чистых прудах. Торжественную линейку пришлось проводить дважды — сначала для десятиклассников-новобранцев, а затем для 11 класса. В общей сложности в этом году в лицее на шести направлениях подготовки будут учиться больше 1100 человек.

Не ЕГЭ единым

Зачем Вышка создала лицей и почему он стал таким большим? «У университета никогда не было проблем с качеством абитуриентов, — рассказал лицеистам ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Но мы хотели изменить — по крайней мере для самых сильных ребят — их последние два года жизни в школе. ЕГЭ позволил людям не по знакомству поступать в нормальные вузы, но в школах слишком часто последние два года превращаются в банальную подготовку к ЕГЭ или натаскивание на олимпиады. Мы создали лицей, чтобы показать и другим школам, и обществу в целом, что можно сделать по-другому».

«Мне не хотелось просто готовиться к ЕГЭ, хотелось, чтобы учиться было интересно, — подтвердила слова ректора Елена Семина, которая второй год учится в лицее по направлению "Информатика и математика". — Сначала было сложно, нужно было влиться, пообщаться с большим количеством людей, но затем стало легче, и я познакомилась с людьми, с которыми, возможно, буду учиться не только здесь, но и в университете».

Лицей ВШЭ не «натаскивает» ребят на успешную сдачу ЕГЭ, секрет успеха — в другом. «Сильный школьник, попав в среду таких же сильных, мотивированных ребят, попав к учителю, которого он уважает и с которым интересно, естественным образом осваивает предмет так, что на восемьдесят баллов с плюсом сдает ЕГЭ, что приходит на олимпиаду — и на ней побеждает», — сказал Ярослав Кузьминов.

Вот так, без спецподготовки, 42 из 58 первых выпускников лицея НИУ ВШЭ получили в среднем более 90 баллов на ЕГЭ, все поступили в ведущие российские вузы и даже пару иностранных. А кому-то учеба в лицее помогла пойти в летчики.

Свобода. Равенство. Братство

Всего за два года новый лицей вошел в число лучших московских школ, в рейтинге по итогам 2014/15 года он занял 23 место, получив грант мэра Москвы II степени. В этом, безусловно, заслуга преподавателей лицея.

«У нас стоит очередь из преподавателей, — говорит основатель и директор лицея ВШЭ Наталия Любомирская. — Мы отбираем лучших учителей московских школ, и факультеты Вышки обеспечивают нас кадрами. При этом мы понимаем, что отличает студентов от лицеистов. Студент, изучающий, например, политологию — это человек, который осознанно выбрал это направление. Лицеист, изучающий у нас политологию, — это подросток, который только «пробует» этот предмет. Лекции и семинары — это не про школу. У нас установка на коммуникацию, на диалог. Преподаватели с детьми просто общаются — и это дает колоссальный эффект».

Я думаю, пройдет некоторое время и люди, узнав, что ты окончил лицей ВШЭ будут говорить: «Вау, вот это ты красавчик, раз там учился!»

На дверях лицея должен быть лозунг Великой французской революции «Свобода. Равенство. Братство», уверен Антон Бойченко, один из первых выпускников лицея. «Свобода — потому что лицей дает вам все, что хотите, главная ваша задача — взять отсюда как можно больше, — рассказал он 10-классникам. — Равенство — потому что вы все равны между собой и с учителями. Это странное чувство, но учитель здесь становится вашим другом, с которым можно посоветоваться и поговорить абсолютно на любую тему, а дверь кабинета директора всегда открыта. И еще лицей — это братство, это melting pot, в который влились лучшие школьники. Я думаю, пройдет некоторое время и люди, узнав, что ты окончил лицей ВШЭ будут говорить: "Вау, вот это ты красавчик, раз там учился!"»

Выбирая свободу, ты выбираешь ответственность

«Главная проблема, которую наш лицей должен решить, — разрыв между школой и вузом, — говорит Наталия Любомирская. — Школы выпускают детей, а вузы ждут взрослых, и за два месяца между школьным выпускным и первым курсом университета повзрослеть нельзя. Мы даем детям возможность постепенно повзрослеть, то есть научиться брать на себя ответственность, а ответственность приходит, только когда есть свобода выбора, в нашем случае — выбора направления и учебного плана».

«Я имел счастье учиться у ваших учителей и думаю, что вам очень-очень повезло», — сказал, обращаясь к лицеистам, председатель правления благотворительного фонда «Подари жизнь» Михаил Масчан, который сам когда-то учился в гимназии у Любомирской. Его присутствие на церемонии было не случайным: лицей ВШЭ участвует в акции «Дети вместо цветов». Деньги, которые школьники и их родители потратили бы на пышные букеты, решено передать на благотворительность. Несколько дней в лицее будут стоять ящики для сбора пожертвований. Все собранные средства будут перечислены в фонды «Подари жизнь» и «Вера» и пойдут на лечение подростков, страдающих тяжелыми заболеваниями, и на поддержку хосписов.

«Сегодня много говорили о свободе и ответственности, — сказал Михаил Масчан. — Но свобода и ответственность — это еще и возможность сделать выбор, отказаться от мелочей, а иногда и от чего-то важного — чтобы помочь тому, кому сейчас трудно».

Одиннадцатиклассники плохому не научат

Первая неделя в лицее для 10-классников будет «установочной», или «адаптационной». С 2 по 4 сентября ученики, разделенные на большие группы по направлениям, будут знакомиться с тремя «столпами» лицея — исследовательской деятельностью, проектной деятельностью и формированием личной ответственности. Эти адаптационные сессии будут проходить в интерактивном формате (в виде игр, квестов и проч.). Причем «рулить процессом» будут не учителя, а 11-классники — они разработали и формат, и содержание таких занятий.

«Мы устраивали такую сессию и в прошлом году и услышали от новичков такие отзывы: "Я никогда в жизни не представлял, что такое в школе может быть!", — рассказала Наталия Любомирская. — Но в прошлом году это был только один день, и нагрузка на ребят была очень большой, они уставали. Теперь эта сессия будет в более спокойном трехдневном формате, и я уверена, что после этих трех дней большинство детей скажет: "Да, это именно то место, где я хочу учиться"».