• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Международный бизнес невозможен без политической стратегии»

В начале марта в ВШЭ открывается новая программа профессиональной переподготовки «Международный бизнес», созданная Школой мировой экономики и политики ГУ-ВШЭ при поддержке факультета менеджмента. О программе рассказывают ее соруководители — декан факультета менеджмента ГУ-ВШЭ Николай Филинов и профессор факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Максим Братерский.

— Расскажите, пожалуйста, чем мотивировано создание новой программы, для кого она предназначена?

Николай Филинов
Николай Филинов
Николай Филинов: Участниками программы станут профессионалы, работающие в компаниях трех типов. В российских компаниях, ведущих либо собирающихся организовывать экспорт или производство за рубежом. В зарубежных компаниях, ведущих бизнес в России (а это - целые отрасли, как табачная или пивная). И, наконец, в компаниях, ведущих часть бизнеса за рубежом, то есть использующих импортные поставки, как автодилеры или фармдистрибуторы, или опирающихся на иностранных партнеров в технологиях или производстве отдельных компонентов — словом, речь о компаниях, связанных с зарубежным бизнесом.

Поскольку нашим компаниям за рубежом приходится взаимодействовать и с политическими и с общественными структурами другого государства, задача их сотрудников — хорошо понимать все условия ведения бизнеса за пределами России: правовые и экономические. Совершенно необходимо научиться взаимодействовать с иностранными сотрудниками, контрагентами, партнерами — людьми другой культуры, менталитета. Сотрудники одной и той же международной компании, работающие в разных странах, по-разному реагируют на предлагаемые стимулы, они сталкиваются с трудностями в унификации бухгалтерского учета, с проблемами валютного регулирования, репатриации прибыли.

Для того чтобы ответить на практические потребности специалистов, занятых во внешнеэкономической сфере, нужны компетенции ученых и преподавателей, которые работают на двух факультетах ВШЭ — мировой экономики и мировой политики и менеджмента. Только объединенными усилиями мы можем решить эту задачу.

Максим Братерский: Программа рассчитана на зрелых людей, выстраивающих свою карьеру в международных компаниях — и иностранных, работающих в России, и отечественных, которые ведут операции за рубежом. Она адресована и тем, кто находится в самом начале своей карьеры, и тем, кто уже достиг определенных высот в управлении компанией, освоив основные принципы и правила самостоятельно или интуитивно.

В программе заинтересованы компании, которые торгуют с другими государствами или занимаются прямыми иностранными инвестициями, которые строят свои объекты за границей и будут их эксплуатировать. Что касается отраслей, то они могут быть любыми. У нас были предварительные переговоры с нефтяными компаниями, которые занимаются долгосрочными инвестициями и эксплуатацией нефтяных объектов за рубежом. Им эта программа интересна. Одна из ведущих оружейных компаний планирует участие своих сотрудников в программе. Телекоммуникационные, транспортные, торговые компании тоже проявили заинтересованность в обучении у нас своих сотрудников.

— Изучению проблем международного бизнеса уделяют внимание и другие вузы. В чем отличие данной программы от уже существующих на рынке образования?

Максим Братерский
Максим Братерский
Максим Братерский: В нашей программе есть свои особенности. Традиционные программы по менеджменту и международному бизнесу, которые предлагаются в России, действуют примерно в одном предметном поле — как управлять компанией, как планировать ее продвижение, как работать с финансовыми потоками. Все они исходят из постулата, что законы бизнеса по существу везде одинаковы. Да, есть особенности ведения бизнеса в той или иной стране, особенности выхода на рынки, особенности анализа этих рынков — и этим все и ограничивается. Мы же считаем, что дело обстоит совершенно иначе. Отличие международного бизнеса от национального — не в том, что компания выходит на чужие рынки, а в том, что компания входит в зону чужого государственного суверенитета, где действуют другие правила, где другая атмосфера в обществе, где надо уметь договариваться по другим правилам, учитывать местные традиции, интересы профсоюзов и правящих кланов. Кроме того, наши компании, работающие за рубежом, находятся в среде определенных валютных, торговых и экономических режимов, которые для нас являются внешними. Эти правила устанавливаем не мы, поэтому их необходимо не только усвоить, но и учитывать их положительное или отрицательное влияние на бизнес. Мы сконцентрируемся на практике международного бизнеса: какие перспективы у той или иной торговой зоны; в какой валюте вести расчеты; как формируются режимы экономических санкций, которыми можно выгодно воспользоваться, а можно на них и проиграть; как просчитать политические риски инвестиций. К слову, я думаю, что проблемы РУСАЛа в Гвинее войдут в учебники как пример пренебрежения политическими рисками.

Сведения и знания, которые мы дадим своим слушателям, будут востребованы в компаниях всех размеров, которые ведут средние и долгосрочные проекты. Именно в длительных проектах появляется необходимость выяснить те обстоятельства нерыночного характера, которые значительно влияют на ведение бизнеса.

Николай Филинов: Главным конкурентным преимуществом программы будет, во-первых, инновационный дизайн и структура учебного плана, что, думаю, могут быстро скопировать другие вузы, и во-вторых, преподаватели, которых мы привлекаем к работе. У нас будут работать специалисты, не просто читающие соответствующие курсы лекций, а постоянно и успешно ведущие научную работу — профессор Алла Стерлигова, эксперт в области процессного подхода к управлению; профессор Игорь Гурков, известный специалист в области стратегического менеджмента, помогавший запускать «с нуля» международные проекты; Александр Сеттлз, выпускник University of Delaware, США, ныне штатный профессор ВШЭ, читающий курсы по корпоративному управлению; Мэри Энн Бичингер из Германии, специалист в такой интересной и важной области, как слияние и поглощение компаний. Для реализации такого важного аспекта программы, как курс налогообложения, мы пригласили экспертов одной из ведущих консалтинговых компаний мира. Я перечислил только преподавателей факультета менеджмента, а в работе программы примут участие и специалисты в области политических и экономических аспектов международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Мы запланировали много специализированных курсов: курс «Мировые финансы» будет читать лучший специалист страны по этому вопросу, профессор Евстигнеев; «Международное частное право» - профессор Кулебякин, один из сильнейших юристов МГИМО; курсы по политике в бизнесе будет читать профессор Братерский с коллегами.

— Программа называется программой переподготовки. Означает ли это, что участники должны иметь менеджерское образование? Смогут ли люди с гуманитарным образованием освоить программу?

Максим Братерский: В основной массе менеджерских дисциплин гуманитарий легко может ориентироваться. Сложности могут возникнуть с изучением финансов, но ничего запредельно сложного в программе не будет. Что же касается акцента программы на некоммерческие составляющие международного бизнеса, то с этим гуманитариям будет разобраться даже легче, потому что они, как правило, лучше ориентируются в исторических и общественных явлениях.

— Каким формам обучения будет отдано предпочтение?

Николай Филинов: Обучать принципам менеджмента только с помощью лекций невозможно. У меня есть хороший пример из личной жизни на эту тему. Когда моему старшему сыну, который был тогда еще ребенком, подарили велосипед и предложили научить кататься на нем, он удивился и ответил: «Зачем меня учить? Я прочитаю книжку и сам научусь». Он был убежден, что всему на свете можно научиться при помощи книг. К счастью или сожалению, есть масса вещей, которыми нельзя овладеть по книгам, к ним относится и менеджмент. Разумеется, у нас в программе будут традиционные формы обучения: лекции, семинары, анализ кейсов и видео-кейсов. Но настолько же важно для участников программы будет научиться формулировать, объяснять, убеждать, представлять материал, проводить презентации.

Международный бизнес опирается на коммуникативные возможности и способности людей, которые в этой сфере работают. Специалист должен уметь так общаться со своими партнерами и контрагентами, чтобы не только быть понятым, но и достигать поставленных целей. Коммуникативные навыки включают в себя много компонентов, начиная со степени владения иностранным языком и заканчивая умением вести переговоры и убеждать собеседника. Но по-настоящему развить эти навыки можно только в тренингах и практических занятиях, которые мы и предложим нашим слушателям.

— Почему выбрана именно годовая программа профессиональной переподготовки? И каков учебный план?

Максим Братерский: Программа рассчитана на год потому, что мы не уложились бы в более короткие сроки с подачей необходимого материала. К тому же мы ориентировались на некий стандарт, принятый в Вышке. Логика программы достаточно проста. Начинается она в марте с курса по английскому языку, что даст хороший шанс кому-то поднять уровень владения языком, а кому-то — освоить деловой английский. Потом перерыв на два летних месяца — июль и август. И с сентября занятия возобновятся. У нас практически не планируется общетеоретических занятий. На занятиях мы будем обсуждать практику ведения бизнеса — в чем особенности корпоративного управления международных компаний, как собирать капитал на международных рынках, как работают торговые и таможенные правила, как регулируются валютные рынки, как формировать политическую стратегию компаний. В отличие от национального бизнеса, международный бизнес невозможен без политической стратегии, потому что компания оказывается не просто на чужом рынке, а в другом государстве, так что главная задача — выяснить, как в это государство встроиться и стать там «своим». Несколько курсов будут читать зарубежные профессора на английском языке. Именно поэтому мы и начинаем программу с интенсивных занятий английским. Нам не хотелось бы заниматься переводом этих курсов, международный бизнес без английского — это нонсенс, но, если уровень подготовки наших слушателей не позволит им понимать лекции на английском, перевод будет обеспечен.

— Поскольку занятия начнутся уже в марте, что можно сказать о расписании?

Максим Братерский: Занятия будут проходить три раза в неделю, как это обычно принято в подобных программах московских вузов экономического профиля. Два раза вечером в рабочие дни и один раз по субботам. Уточнить информацию по программе профессиональной переподготовки «Международный бизнес» можно по телефонам (495) 771-32-56, 8-985-177-53-35.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ