• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Имя университета — это вы все»

2 июня ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов встретился в Берлине с выпускниками университета, живущими в Германии, а также со студентами и аспирантами, продолжающими сейчас обучение в университете Гумбольдта. На встрече обсуждали развитие Высшей школы экономики, разницу в подходах к организации учебного процесса в университетах России и Германии, оценивали перспективу переноса некоторых западных практик в российские реалии.

Ярослав Кузьминов поблагодарил выпускников за желание помогать университету и после окончания обучения, а также за создание репутации ВШЭ за рубежом. «Имя университета — это вы все. Когда говорят «человек окончил Стэнфорд», «человек окончил МГУ», речь идет совсем не о стенах, речь идет о том количестве умных, образованных, успешных людей, которые прошли через университет. Продвигать университет можно только самими выпускниками», — отметил ректор.

Ольга, выпускница программы «Бизнес-информатика», говорит, что выбрав в 16 лет Вышку «по названию», ни разу не пожалела о своем выборе. Сейчас она работает со стартапами в Германии и считает, что во многом успех ее карьеры связан именно с правильным выбором университета. «Для меня очень интересна работа со стартапами, особенно здесь, так как Берлин — это стартап-сцена Европы, — говорит Ольга. — Очень интересно работать в небольшой компании, где можно внести свой весомый вклад. Мое образование вместе с опытом привели к тому, что я могу видеть, что я делаю, в отличие от положения в крупных корпорациях, где сложно отследить связь между работой отдельного сотрудника и конечным результатом в работе».

Коллега Ольги, Егор, также выпускник бизнес-информатики, работает с технологическими стартапами, и, по его словам, немецкое образование в области бизнес-информатики имеет больший уклон именно в менеджмент, в то время как преимущество вышкинских выпускников состоит в технической подкованности.

 

Если Россия требует то, чего не требуют другие страны, то мы проигрываем. Можно искать этому разные оправдания, но доля иностранных студентов от этого не возрастет

 

Руслан, перешедший в Вышку из университета им. Баумана для работы над магистерской диссертацией, продолжает сейчас обучение в университете Гумбольдта. По мнению Руслана, Вышке следует брать лучшие практики иностранных университетов в выстраивании карьерной линии для молодых иностранных специалистов, вкладывать в их обучение деньги, и тогда, вернувшись на родину, они станут послами доброй воли, смогут продвигать университет личным примером.

Среди пожеланий, выдвинутых выпускниками, было усиление групповой работы во время обучения. В сравнении с вузами США и Европы совместных проектов в российских университетах очень мало. По мнению выпускников, это необходимо исправить, так как навык работы в команде очень важен. Ректор поддержал предложение: «Действительно, у нас вся образовательная традиция очень индивидуализирована. Так называемая проектная педагогика, описанная вами, во многих странах широко применяется еще в школе. Я думаю, что мы тоже будем меняться в этом отношении».

Выпускники посетовали на сложности с оформлением документов для прохождения курсов в российских университетах, с которыми сталкиваются их немецкие друзья. Многие отказываются от желания учиться в России именно на этапе сбора обширного пакета документов. Решено было подготовить сравнение систем оформления иностранных студентов в разных странах и оценить российский опыт в этом контексте. «Мы говорим о позиционировании России на международном глобальном рынке образования. Если Россия требует то, чего не требуют другие страны, то мы проигрываем, — подчеркнул ректор. — Можно искать этому разные оправдания, но доля иностранных студентов от этого не возрастет».

Помимо серьезных предложений и пожеланий по изменениям в Вышке, на встрече нашли время и для теплых воспоминаний. Выпускники передавали благодарность Татьяне Захаровой за серьезную поддержку во время учебы, вспоминали трубы в аудиториях в корпусе на Кирпичной улице, долгие споры об уровне подготовки по экономике, слишком высоком для тех, кто не собирался дальше идти в науку. Беседа длилась больше двух часов и закончилась уже ставшей традиционной серией селфи с ректором.