• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Воскрешение просьюмера

11 декабря на кафедре общей социологии ГУ-ВШЭ состоялся очередной телемост в рамках магистерской программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций», в котором участвовал выдающийся социолог Джордж Ритцер. Публикуем видеозапись.

На этот раз соединение проводилось с Университетом Мэриленда (США) и было посвящено обсуждению феномена просьюмеризма (от «consumerism» + «production») — новому направлению анализа в сфере потребления. Главный гость, выдающийся современный социолог Джордж Ритцер, прочитал небольшую вводную лекцию, после чего началась дискуссия, в которой приняли участие приглашенные профессором Ритцером коллеги и аспиранты.

Термин «просьюмер» был введен, по замечанию Ритцера, Алвином Тоффлером в известной книге «Третья волна». Просьюмеризм был свойственен доиндустриальным обществам, когда создатель продукта выступал и его потребителем. «Вторая волна», связанная с индустриальной революцией, радикально дистанцировала друг от друга  функции производства и потребления. И тогда, в «третью волну», происходит реинтеграция этих функций и «воскрешение просьюмера» («the rise of the prosumer»). Продолжая мысль А. Тоффлера, Ритцер, между тем,  замечает, что современный компьютеризированный и цифровой просьюмеризм строится на новых основаниях.

Во-первых, современные капиталисты не могут непосредственно контролировать современных просьюмеров, чья способность сопротивляться вторжениям явно возросла.

С другой стороны, эксплуатируют ли просьюмеров капиталисты? Так, в сфере фастфуда работу, которую могли бы сделать оплачиваемые (пусть и низко оплачиваемые) работники, делают потребители — бесплатно. Другой пример — Web 2.0 (Amazon, Wikipedia, Facebook): пользователи здесь — производители, но прибыль (или ее потенциал) все равно принадлежит корпорациям.

На лицо и возможность возникновения целой новой экономической формы («уклада»). Если классический капитализм сосредоточен на извлечении прибыли, то новая экономическая форма (большая часть продукции которой, опять же, находится в Web 2.0) ориентирована на производство — в первую очередь информации — бесплатного и общедоступного характера.

Кроме того, мы наблюдаем новую расстановку акцентов: изобилие в противовес дефициту и эффективность (effectiveness) в противовес производительности (efficiency).

Подробнее с дискуссией, развернувшейся во время телемоста, можно ознакомиться, посмотрев видеозапись. Также небезынтересны две статьи, на которых основывались лекция и обсуждение.

18 декабря в рамках магистерской программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» прошел телемост с профессором Калифорнийского университета в Беркли Майклом Буравым.

Следующий телемост — открытая лекция Джеффри Александера, другого современненного американского классика, и дискуссия — планируется посвятить публичной сфере и пройдет 20 января.

Видеозапись телемоста с Джорджем Ритцером