Слушатели летней школы изучили возможности лонгитюдных исследований
В Подмосковье завершила работу Международная летняя школа «Анализ панельных данных в образовании», организованная Международной лабораторией анализа образовательной политики Института образования ВШЭ. Под руководством профессоров из Университета Техаса (Остин) слушатели школы осваивали методы работы с лонгитюдными данными.
Летнюю школу по анализу панельных данных в образовании Вышка провела впервые. Ее участниками стали 20 студентов и молодых исследователей из разных регионов России, а также из Индии и Мексики, интересующиеся современными методами статистического анализа. В течение недели под руководством Чандры Мюллер и Дженнифер Гласс, профессоров факультета социологии Университета Техаса (Остин), слушатели осваивали методы многоуровневого моделирования, практиковались в постановке исследовательских задач, анализе данных и интерпретации полученных результатов. Обучение включало выполнение слушателями групповых проектов с использованием данных, полученных в ходе проведенного в США лонгитюдного исследования National educational longitudinal study (NELS).
Сегодня во всем мире для принятия управленческих решений в сфере образования все чаще используются результаты исследований, выявляющих связи между различными переменными, например, ресурсами школ и результатами образования
«Сегодня во всем мире для принятия управленческих решений в сфере образования все чаще используются результаты исследований, выявляющих связи между различными переменными, например, ресурсами школ и результатами образования, — прокомментировал выбор темы этой школы один из ее организаторов Андрей Захаров. — Лонгитюдные исследования предполагают, что одни и те же респонденты опрашиваются несколько раз в течение достаточно продолжительного времени, измеряемого годами, а иногда десятилетиями. Это дает возможность прослеживать изменение некоего явления во взаимосвязи с различными факторами, в отличие, скажем, от срезовых исследований, которые фиксируют состояние изучаемого объекта в конкретный момент. В будущем мы планируем расширить тематику наших летних школ, ориентируясь на современные тренды в применении статистических исследований в образовании».
«Если мы хотим изменить, например, школу, то необходимо понять, какие изменения должны произойти не только в ней самой, но и во всем, с чем она взаимодействует, — говорит профессор Мюллер. — И панельные данные помогают разобраться в этом. Я уже несколько десятилетий изучаю связь школьной образовательной политики с эффективностью обучения, особенностями взросления молодежи и началом профессиональной деятельности выпускников колледжей. Нет одного-единственного ответа на вопрос, как повысить эффективность школьного образования. Талант руководителя, уровень педагогического состава, активная работа школы с семьей, продуманная школьная программа, государственная финансовая поддержка — все это имеет значение. Хотя если бы меня попросили выбрать один фактор, я бы «ставила» на талантливого лидера школы».
Профессор Гласс обратила внимание на то, что в последнее время в США большинство академических исследований смещаются от срезовых в сторону лонгитюдных. Последние позволяют «следовать за людьми» не только во времени, но в и контексте, будь то школа, сообщество, штат или целая нация. «Например, сейчас мы изучаем, как правительственные программы в области семьи и занятости влияют на состояние психического и физического здоровья родителей. В частности, рассматриваем различия в налоговой политике (в некоторых странах родителей освобождают от уплаты налогов), связь гибкого графика родителей с их заработной платой и другие вопросы. Мне кажется, для исследователя важно различать феномены, которые связаны причинными связями с другими явлениями, и те, которые можно отнести к категории единичных ситуаций», — считает она.
Среди участников Летней школы были как те, кто уже участвует в лонгитюдных исследованиях, так и те, кто планирует начать новые проекты, обучать методам работы с панельными данными своих коллег. Каковы их впечатления от школы? В чем она помогла им?
Валерия Малик, ведущий эксперт Центра культурсоциологии и антропологии образования ВШЭ
«В рамках ряда проектов Института образования мы изучаем связи между различными факторами (таким, например, как школа, семья, академические успехи и другие), — связь этих факторов с образовательными и профессиональными траекториями школьников. В 2009 году изучение траекторий школьников и студентов было начато в двух регионах России, а в 2012 году запущена национальная панель на основе выборки восьмиклассников международного исследования TIMSS-2011. Пять тысяч школьников из 42 регионов один-два раза в год участвуют в тестированиях и анкетировании, также опрашиваются их учителя и родители. Нас интересует, скажем, какие объективные обстоятельства и личные устремления оказывают влияние на решение детей перейти в другую школу, поступить в вуз или же получать средне-специальное образование, как они принимают решения относительно своей профессии и других важных вопросов».
Марианна Любимова, доцент кафедры экономики и предпринимательской деятельности Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского
«Летняя школа Института образования по панельным данным заинтересовала меня в связи с проектом, который мы ведем с моими коллегами на кафедре экономики и предпринимательской деятельности в нашем университете. Мы используем и одновременно изучаем эффективность применения так называемого обучения в сотрудничестве (по-английски — cooperative learning, метод обучения, предполагающий сотрудничество учащихся в группах). Планируем провести несколько опросов, чтобы проследить в динамике изменения, происходящие у слушателей курса. В частности выяснить, как изменяется уровень социальной ответственности и компетентности, умение адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы».
Шрабони Патра, старший научный сотрудник Международного института в области народонаселения (Индия, Мумбаи)
«В нашем институте мы с коллегами, один из которых, Ракеш Кумар, также приехал на эту школу, изучаем демографические процессы в Индии. В частности меня интересуют проблемы вынужденного бесплодия в Западной Бенгалии. Наши предыдущие проекты строились на анализе перекрестных данных, а сейчас я планирую использовать лонгитюдные данные, которые были получены в ходе изучения сельских районов этого штата. И я рада, что мне удалось попасть на занятия к таким специалистам как Чандра Мюллер и Дженнифер Гласс, теперь у меня есть новые инструменты для работы».
Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ
Фото Михаила Дмитриева
Захаров Андрей Борисович
Заместитель заведующего Международной лабораторией анализа образовательной политики
Малик Валерия Михайловна
Ведущий эксперт Центра культурсоциологии и антропологии образования
Захаров Андрей Борисович
заместитель заведующего Международной лабораторией анализа образовательной политики