Ученый совет: вклад ВШЭ в достижение национальных целей и приоритетов развития РФ возрастет
Программа развития НИУ ВШЭ до 2030 года будет усовершенствована, чтобы повысить вклад университета в достижение национальных целей и реализацию приоритетов научно-технологического развития страны. Такое решение принял Ученый совет Вышки 26 апреля. На заседании также был рассмотрен вопрос о принципах развития внешних коммуникаций НИУ ВШЭ, один из которых — создание вокруг университета информационного поля высокого качества.
Модернизация развития
Открывая заседание, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов отметил, что особенностью университетской жизни является сочетание стабильности и изменений. Очередное тому подтверждение — Ясинская (Апрельская) международная научная конференция, которая состоялась в 24-й раз. На ней было много иностранных участников из разных государств, в том числе нобелевский лауреат Эрик Маскин, прочитавший лекцию через Webinar.ru, а одна из пленарных сессий была посвящена стратегии развития БРИКС.
Продолжается реализация Программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства России в ноябре 2021 года. «Программа была хорошо продумана и действительно позволяет университету развиваться. Но появились новые реалии, которые требуют от нас усилий по другим направлениям», — подчеркнул Никита Анисимов. В частности, изменился международный контекст, возникла необходимость поддержать новые российские регионы.
На заседание Ученого совета был вынесен отчет за 2022 год о реализации программы, его представила проректор НИУ ВШЭ Елена Одоевская. Она сообщила о наиболее значимых результатах и проанализировала достижение целевых показателей по каждому из семи разделов:
модернизация образовательной деятельности;
модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности;
продвижение университета в глобальном пространстве;
развитие кадрового потенциала;
цифровой университет;
вклад в развитие системы образования РФ, взаимодействие университета и общества;
развитие материально-технической базы и социальной инфраструктуры.
Как отметила Елена Одоевская, эффективность достижения целевых показателей составила 93%. И теперь необходимы совершенствование и адаптация программы с учетом уточненных приоритетов развития страны — обеспечения технологического суверенитета, новых принципов внешней политики, актуальных задач развития науки, образования и молодежной политики.
Свои соображения о возможностях совершенствования и адаптации программы развития высказали проректоры университета и руководители комиссий Ученого совета.
Первый проректор Вадим Радаев, в частности, акцентировал внимание на поддержке молодых коллег, одним из инструментов которой может стать возвращение стартового гранта для тех, кто входит в кадровый резерв и начинает работать на преподавательских позициях на полную ставку.
В ближайшие дни будет принята концепция технологического развития России до 2030 года, с учетом которой потребуется переосмысление научной политики университета и актуализация приоритетов, подчеркнул первый проректор Леонид Гохберг. Вышка готова предложить междисциплинарную комплексную повестку, в которой нужно найти место и для социально-экономических и гуманитарных наук.
НИУ ВШЭ интересен миру в первую очередь потому, что в нем есть конкурентоспособная образовательная деятельность, отметил проректор Сергей Рощин. Нужно сохранять ее высокое качество, в том числе с учетом задач научно-технологического развития.
Проректор Виктория Панова сказала о важности сохранения высокого уровня подготовки иностранных студентов и привлечения хорошо подготовленных абитуриентов — для этого принимать участие в их обучении университет должен еще на этапе старшей школы.
В ходе обсуждения доклада научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что программа развития оказалась чрезвычайно устойчивой на фоне фундаментальных изменений, произошедших за последний год. «Мы сохранили практически все ключевые направления развития и идем по ним даже более быстрыми темпами, чем планировалось. Это касается и экономических результатов: объем средств, полученных в 2022 году от НИОКР, соотносится с цифрой, которую мы планировали на 2027 год», — пояснил он.
По оценке Ярослава Кузьминова, в ближайшие два года необходимо создать дополнительные стимулы для закрепления в университете молодых научно-педагогических работников, более активно развивать сотрудничество с бизнесом, в том числе привлекая к преподаванию практиков. Необходимо взаимодействовать с дружественными странами, сохранять отношения с коллегами на Западе, которые готовы с нами работать, и привлекать иностранных студентов в условиях, когда международные платформы отказываются от наших онлайн-курсов.
По итогам обсуждения Ученый совет одобрил отчет о реализации программы развития и предложил ректорату представить предложения по ее совершенствованию с учетом новых реалий. Это позволит повысить вклад университета в достижение национальных целей развития и реализацию приоритетов научно-технологического развития России.
Университет как медиа
Вторым вопросом повестки дня стали основные направления развития внешних коммуникаций НИУ ВШЭ. Как подчеркнул Никита Анисимов, это начало большого разговора о коммуникациях университета, который касается каждого члена коллектива.
Старший директор по коммуникациям Андрей Лавров отметил, что НИУ ВШЭ является одним из сильных брендов нашей страны и это закономерный итог тридцатилетней работы всех членов университетской корпорации. Однако в последние несколько лет медиасреда, в которой существует Вышка, претерпела колоссальные изменения, и нужно знать эту среду и быть с ней на одной волне. Перед брендом стоят новые вызовы, и ответы на них необходимо искать всем вместе.
Андрей Лавров перечислил ключевые медиатренды 2019–2023 годов, в числе которых снижение роли традиционных (в первую очередь печатных) СМИ, которые теперь фокусируются на добыче трафика, а не на создании качественного контента. Монополию и на контент, и на канал для рекламы они утратили. И если Вышка в течение долгих лет опиралась на СМИ как общественный институт для продвижения науки и экспертизы, то сегодня они уже не могут быть столь же значимым партнером по решению информационных задач.
В этих условиях важно не количество упоминаний Вышки, а качество информационного поля вокруг нее, считает старший директор по коммуникациям. В 2022 году из 20 упоминаний НИУ ВШЭ, по которым зафиксирован наивысший МедиаИндекс, 7 посвящены выходу исследований, 8 представляют собой экспертные комментарии, а еще 5 касались достижений, инициатив и мероприятий.
Вышка предлагает аудитории контент на самых разных площадках, руководствуясь концепцией «Университет как медиа». Коммуникация с аудиторией осуществляется не через СМИ, как раньше, а через собственные каналы и бренд-медиа. Вышка задает тренды, вступает в медиаколлаборации с другими брендами и индустриальными партнерами (в частности, стала первым университетом — производителем научно-популярного контента, заключившим соглашение с онлайн-кинотеатром Okko). На первый план выходит формат подачи информации: от того, как мы про себя рассказываем, зависит, будем мы заметны или нет.
Важную роль играет работа с социальными медиа. Несмотря на блокировку крупных зарубежных площадок, НИУ ВШЭ имеет 28 аккаунтов в социальных медиа и блогах с совокупной аудиторией более 380 тыс. пользователей (в 2020 году — 22 аккаунта с 280 тыс. подписчиков). Успешно развиваются ресурсы для разных целевых аудиторий — абитуриентов и их родителей, студентов Вышки и других вузов, сотрудников, представителей власти и партнеров университета и др.
«Мы рассчитываем на поддержку научного сообщества в развитии бренда НИУ ВШЭ», — подчеркнул Андрей Лавров, завершая доклад.
В ходе обсуждения представленных тезисов участники заседания отметили, что одной из важнейших задач университета является ведение содержательного и созидательного диалога с обществом. При этом необходимо способствовать тому, чтобы идеи ученых НИУ ВШЭ излагались во внешней среде максимально достоверно. В связи с этим прозвучало предложение создать в личных кабинетах сотрудников «красную кнопку», с помощью которой можно было бы обращаться к представителям PR-блока для получения консультаций по взаимодействию со СМИ.
По итогам заседания было принято решение о разработке коммуникационной стратегии НИУ ВШЭ в срок до конца этого года.
Анисимов Никита Юрьевич
Ректор НИУ ВШЭ
Гохберг Леонид Маркович
Первый проректор ВШЭ
Кузьминов Ярослав Иванович
Научный руководитель НИУ ВШЭ
Лавров Андрей Сергеевич
Старший директор по коммуникациям, директор Центра бренд-медиа
Одоевская Елена Викторовна
Руководство Университета: проректор
Панова Виктория Владимировна
Руководство Университета: проректор
Радаев Вадим Валерьевич
Первый проректор ВШЭ
Рощин Сергей Юрьевич
Проректор ВШЭ