Мобилизация медицины
Сергей Купцов, Алексей Шалковский |
Большие надежды на удаленные технологии
Электронные таблетки, персональные устройства для измерения сахара в крови и холестерина, мобильные приложения и телеприставки, электронные истории болезни, виртуальные медцентры — все эти технологии, еще недавно казавшиеся медицинской футурологией, официально получили карт-бланш.
«Обеспечение доступности медпомощи — одна из приоритетных задач, — заявил президент России Владимир Путин на профильном заседании президиума Госсовета в июле этого года. — Необходимо создавать передвижные центры здоровья, внедрять дистанционные формы медпомощи». По сути, это переломный момент для медицины. И экспертное сообщество живо отреагировало на него. «Технологии будут подтягиваться за ожиданиями правительства и Минздрава», — выразил общие надежды участников конференции директор Научного центра информационных систем мониторинга здоровья человека НИУ ВШЭ Сергей Купцов.
В то же время очевидно, что развитие дистанционной медицины потребует преодоления инерции — со стороны врачей, пациентов и страховых компаний, которые нередко занимают пусть не скептическую, но все же выжидательную позицию. Между тем дистанционная медицинская помощь обещает немало преимуществ. Персональные устройства пациентов могут вести круглосуточный мониторинг их состояния, постоянно измеряя, к примеру, у диабетиков сахар в крови, а у «сердечников» — ритм работы сердца. Так можно предупредить острые состояния и снизить риски госпитализации. Да и уровень психологического комфорта иной. «Если пациент знает, что его состояние постоянно мониторят, у него снижается тревожность, и это отражается и на клинических проявлениях болезни», — отметил Сергей Купцов.
Более того, дистанционная медпомощь способна в конечном счете изменить сознание людей, приучить их более внимательно относиться к своему здоровью, сказал эксперт. Не секрет, что для России это больной вопрос.
Обычная диспансеризация должна стать регулярной, рутинной процедурой, и здесь удаленный мониторинг состояния здоровья может сыграть немалую роль. Дело в том, что технологии дистанционной медпомощи можно применять, по словам Сергея Купцова, «практически везде». Их имеет смысл использовать в отдаленных регионах, в сельских фельдшерско-акушерских пунктах, где отсутствуют высококвалифицированные врачи, при диспансеризации и профосмотре, а также в мобильных центрах здоровья. В конце концов, часть потенциальных адресатов таких проектов — жители городов, которые хотели бы получать квалифицированную помощь, но по каким-то причинам не имеют такой возможности (в частности, в силу занятости).
Умные устройства на все случаи жизни
Область применения дистанционных технологий в медицине весьма широка. Существует, к примеру, проект «Кнопка жизни» — тревожная сигнализация для людей преклонного возраста и с ограничениями физических возможностей. В Федеральном центре сердца, крови и эндокринологии имени В.А. Алмазова Минздрава России действует целая шкала «сигналов значимых событий и тревог». Она позволяет моментально среагировать на изменения показателей и скорректировать методику лечения. Такая система используется, например, при персональном кардиомониторинге.
Диабетикам, в том числе детям, уже хорошо известна инсулиновая помпа. Пороговый датчик, которым она снабжена, позволяет при низком уровне глюкозы возобновить подачу инсулина. Электронные таблетки — препараты с микрочипом внутри — пока новинка даже для продвинутых врачей. Однако в будущем они могут оказаться существенным подспорьем. Схема ее действия такова: пациент принимает умный препарат, под действием желудочного сока электронная таблетка начинает вырабатывать электрический импульс. Он активизирует закрепленный на коже сенсор, который посылает сигнал на смартфон пациента. А смартфон, в свою очередь, автоматически отправляет сообщение лечащему врачу. «Электронная таблетка помогает измерить температуру и пульс пациента», — привел пример руководитель Центра информационных медицинских систем мониторинга Максим Сумской.
Развитие дистанционной медицины потребует преодоления инерции — со стороны врачей, пациентов и страховых компаний, которые нередко занимают пусть не скептическую, но все же выжидательную позицию.
Даже если говорить о менее интригующих и, скорее, утилитарных решениях «новой медицины» — например, электронном документообороте, цифровых историях болезни и соцсетях для врачей и пациентов, тут телемедицина тоже оказывается весьма многообещающей, подчеркнул исполнительный директор Национального центра исследований и развития здравоохранения и социальной сферы «Опора здоровья» Андрей Юрьев. Так, уменьшаются затраты на здравоохранение, более разумно распределяется рабочее время врачей — снижается доля бумажного оборота, упорядочиваются архивы. Новые IT-технологии в медицине — это некая «интегрированная платформа для объединения решений», обобщил эксперт. Такая система «воссоединит» всех стейкхолдеров — врачей, пациентов, медицинские организации, страховые компании, крупные предприятия и органы управления здравоохранением.
Медицина будущего
Дистанционные формы медпомощи становятся экономически эффективными, подчеркнул председатель совета директоров Научно-производственного объединения «Национальное телемедицинское агентство» Михаил Натензон. В принципе телемедицина способна преобразовать всю систему здравоохранения, считает Сергей Купцов. Многие эксперты полагают, что удаленный мониторинг состояния здоровья поможет исправить перекос, существующий в российской системе здравоохранения. Речь идет о дисбалансе помощи в стационаре и амбулаторного лечения. «От больниц нужно перейти к логистике», — резюмировал Сергей Купцов.
Как бы то ни было, ясно, что вопрос подобного усовершенствования медицины остается непростым. Как отметили ряд экспертов, электронный документооборот нередко «малоинтересен врачам», что вполне объяснимо: среди них немало пожилых специалистов. Да и страховые фирмы не спешат активно поддерживать новые технологии. Логика проста: полис добровольного медицинского страхования из-за новых услуг подорожает — значит, повысится риск потери клиентов. В то же время, возразили некоторые эксперты, уже сформировалась, по крайней мере, в больших городах, прослойка населения, которая готова платить за услуги удаленного мониторинга здоровья. Так или иначе, здесь целесообразна гибкая система, убеждены большинство специалистов: для ряда категорий эти услуги должны быть бесплатными. Для разных групп граждан имеет смысл применять разные схемы страхования.
Наконец, важнейший вопрос — обучение кадров. В таких программах по удаленному мониторингу здоровья на базе Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова участвует и Высшая школа экономики. Как отметил Михаил Натензон, фактически в России была принята не просто программа модернизации здравоохранения (этого было бы недостаточно), а именно программа развития здравоохранения. А это обещает внедрение качественно новых технологий в медицине.
Ольга Соболевская, специально для новостной службы портала ВШЭ
Фото Оксаны Добровольской