• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обучение служением, киберспорт и картина мира: Вышка на Всемирном фестивале молодежи

В «Сириусе» 6 марта завершился Всемирный фестиваль молодежи. В его работе активное участие приняла большая команда Высшей школы экономики. О некоторых важных проектах и дискуссиях, в которых приняли участие вышкинцы в дни ВФМ, — в нашем материале.

Картина мира и образ России

Ведущие социологи Вышки в партнерстве с Центром социологических исследований «14-35» и МАКО при поддержке оргкомитета ВФМ реализуют масштабный социологический исследовательский проект «Картина мира и образ России». Исследователи Вышки в течение шести дней фестиваля провели более полутора сотен интервью и десять фокус-групп, участие в которых приняли ребята из разных стран мира.

Иностранные участники ВФМ часто подчеркивали несовпадение своих представлений о России и действительности. «До фестиваля я думал, что Россия — холодная мрачная страна, где грустные и неприветливые люди. Приехав сюда, я увидел множество улыбающихся лиц, приветливых волонтеров, всегда готовых помочь, спикеров, открытых к общению и обмену опытом», — рассказал, например, представитель Турции.

Россияне уверены, что фестиваль помогает продвигать позитивный образ страны. «Россия уже является пространством формирования и трансляции ценностей. Всемирный фестиваль молодежи тому подтверждение. В Россию приехали люди из 180 стран, это очень масштабно, — говорит один из участников опроса. — Роль России в современном мире ключевая, мы не только самая большая страна, но и одна из самых богатых культур, наша культура гармонично сочетает особенности национальностей и народов страны. Я считаю, что нынешняя ситуация в мире влияет на ускоренное развитие России, давая толчок развитию новых технологий и брендов».

В целом молодежь настроена на дружбу и открытость. «После фестиваля вряд ли у кого-то останутся сомнения, что молодежь хочет дружить, знакомиться, обмениваться культурой и знаниями с представителями разных стран. Мы открыты и хотим, чтобы подобные международные события проходили как можно чаще», — подчеркнул в интервью молодой человек,  приехавший на фестиваль из ближнего зарубежья.

По итогам исследования учеными будет подготовлен расширенный доклад. Его публичная презентация запланирована на весну 2024 года в рамках традиционного семинара Проектно-учебной лаборатории «Молодежная политика» НИУ ВШЭ. Присоединиться к презентации могут исследовательские группы партнеров.

Полезные игры и польза игр

4 марта Высшая школа экономики и Кружковое движение представили международный доклад «Полезные игры и польза игр: вызовы и перспективы полезных игр и киберспорта». Докладчиками стали заместитель проректора НИУ ВШЭ Илья Яськов и президент Ассоциации участников технологических кружков Алексей Федосеев.

Дмитрий Земцов

«На сегодняшний день видится важным создание международного междисциплинарного центра исследований полезных игр. На полях Всемирного фестиваля молодежи мы уже пригласили исследователей к совместной работе и предлагаем желающим присоединяться. Игры становятся социально-педагогическим феноменом, который требует внимания: для развития индустрии полезных игр, разработки методологических рекомендаций их создания, обеспечения индустрии кадрами нам необходимо усиливать коммуникацию между научными и профессиональными сообществами разных стран. Развитие сообщества разработчиков игр стран БРИКС+ и Глобального Юга поможет использовать полезные игры для позитивных общественных изменений», — отметил проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов.

Докладчики рассказали, что игры имеют долгую историю применения в образовании, науке и социальном развитии: симуляторы используются как способ моделирования ситуаций, геймификация и дизайн игрового взаимодействия позволяют создавать новые образовательные инструменты, игры помогают формировать и разделять с другими уникальный иммерсивный опыт. Игры со встроенным программированием и создание собственных игр становятся ключевыми инструментами в обучении программированию и основам информационных технологий. Инженерные симуляторы дают возможность попробовать близкую к реальной инженерную деятельность через погружение в игровой мир.

Илья Яськов

«Вышка и Кружковое движение при поддержке правительства РФ создали Опорный центр игровых образовательных технологий в 2023 году. Центр фиксируется на исследованиях игр, полезных для сферы образования, культуры, гармонизации межнациональных отношений, и исследует игры как отдельный социокультурный феномен, позволяющий говорить с молодежью на одном языке», — сказал Илья Яськов.

В качестве направлений развития исследований полезных видеоигр докладчики выделили вопросы, касающиеся оценки образовательного эффекта игр и замера эффективности видеоигр в образовании, возможности игр становиться инструментами формирования агентности и способом трансляции сформированной субъектности вне игр, а также противоречий между получением радости от игры и обязательностью образования.

Алексей Федосеев

«Видеоигры — это не только индустрия развлечений, но и поле для многочисленных исследований и экспериментальных практик. Кружковое движение инициировало запуск Национальной киберфизической платформы “Берлога”, вместе с образовательными играми и фиджитал-состязаниями включающей программу исследований на базе сотен школ по всей стране. Платформа “Берлога” позволяет игрокам объединять достижения из различных игр с образовательными достижениями платформы “Талант” Кружкового движения, чтобы получить новые возможности в игре, рекомендации по участию в образовательных мероприятиях и даже дополнительные баллы к ЕГЭ. Это открывает новые возможности для развития образовательных технологий и лонгитюдных исследований в опоре на данные», — отметил Алексей Федосеев.

Исследователи предлагают рассматривать видеоигры как средство культурно-исторической репрезентации, понимания и самоидентификации. Помимо этого, видеоигры могут быть интересны как средство формирования осознанного и ответственного отношения людей к миру и влияния на жизненные установки и нравственное сознание людей без манипуляции.

Университеты и социальные изменения

Любовь Кириенко

На полях ВФМ Ассоциация волонтерских центров (АВЦ) организовала панельную сессию «Третья миссия университета и service-learning: роль университетов в социальных изменениях». Участники сессии обсудили современные тренды в развитии проектного обучения, а также поделились опытом реализации методики «обучение служением» в разных странах. Модератором сессии стала Любовь Кириенко, советник проректора НИУ ВШЭ.

Заместитель председателя совета Ассоциации волонтерских центров Алина Яшина в начале сессии обратила внимание участников на то, что сегодняшняя роль университетов заключается не только в научной деятельности и подготовке профессиональных кадров, но и в развитии человека: современный университет должен предоставлять студентам все возможности, чтобы менять мир и общество вокруг себя к лучшему.

Алина Яшина

«С командой проекта “Твой ход” здесь, на фестивале, мы провели исследование, чтобы понять, насколько молодые люди готовы участвовать в проектах общественных изменений. Результаты не могут не радовать: более 88% молодых людей готовы участвовать в таких проектах, а более 80% — самостоятельно инициировать и реализовывать социально значимые проекты. Сегодня наша страна находится на новом этапе развития подхода service-learning, который мы перевели на русский язык как “обучение служением”. Здесь, безусловно, важно говорить про оба слова: “обучение” — через проектную и практическую деятельность применять свои профессиональные навыки, “служение” — делать это ради позитивных общественных изменений. Благодаря этому подходу изменяется отношение студентов к стране, в которой они живут. Молодые люди на самом деле понимают, что такое гражданственность. На нынешнем этапе нам важно больше времени уделять преподавателям, студентам и социальным партнерам, вовлеченным в реализацию методики. Ассоциация волонтерских центров здесь берет на себя задачи, связанные с цифровизацией и коммуникацией. Мы подключаем университеты и партнеров к платформе ДОБРО.РФ, на которой можно удобно и быстро найти заказчика и исполнителя. Также мы имеем как большую базу локальных партнеров, так и большие всероссийские НКО, что позволяет нам помогать университетам находить те задачи, которые на самом деле важны на земле, — библиотекам, национальным паркам, больницам», — сказала Алина Яшина.

Проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов рассказал о форматах реализации методики «обучение служением» в Высшей школе экономики и о результатах исследования, проведенного университетом в прошлом году среди участников пилотного запуска. По словам Дмитрия Земцова, результаты исследования говорят о том, что в педагогическом сообществе существует консенсус: для формирования у студентов чувства солидарности, гражданственности, чувства ответственности перед обществом не существует лучшей технологии, чем обучение служением. Исследование также показало, что по итогам пилотного запуска методики 72% студентов признают, что укрепили свою гражданскую позицию, 65% осознали свою способность работать с НКО и общественными организациями, а 60% поняли, что могут самостоятельно решать социальные проблемы и менять мир к лучшему, не ожидая помощи.

«Думаю, года через три социальная миссия и модель “обучение служением” станут органичной частью жизни всех российских университетов. Здесь можно вспомнить историю зарождения юридических клиник в Казани в середине XIX века, когда был поставлен вопрос о том, что выпускник юридического факультета должен обладать не только знаниями, но и милосердием. Сейчас мы вместе с АВЦ и Минобрнауки работаем над тем, чтобы эти принципы внедрялись не формально и по-настоящему. В Вышке мы немного дольше занимаемся обучением служением: у нас есть проект “Открываем Россию заново”, который мы запустили в 2017 году в университете и уже третий год реализуем для всех студентов страны совместно с АНО “Россия — страна возможностей” и программой “Больше, чем путешествие”. Вчера стали известны результаты отбора экспедиций сезона-2024: в этом году, например, студенты смогут заняться геодезическими исследованиями в жерле вулкана на Камчатке; поработать на раскопках хорошо сохранившегося мамонта в Якутии; восстановить купель в сельском храме. Мы не просто зовем студентов в своем районе листья подмести, а предлагаем им почувствовать себя молодыми профессионалами, ответственным за судьбу страны и мира. В этом году есть амбиция сделать программу экспедиций международной, я приглашаю заинтересованные университеты и партнеров присоединяться к проекту», — отметил Дмитрий Земцов.

Магдалена Гаете

Масштабирование практик обучения служением на страны БРИКС+ важной задачей назвала и Магдалена Гаете, заведующая Лабораторией управления репутацией в образовании НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Она отметила, что сегодняшние университеты сосредотачиваются на студентах, но мало выпускать только профессионалов, важно, чтобы выпускники были социально ответственными. Помимо этого, Магдалена Гаете назвала несколько ключевых для исследований в области обучения служением вопросов, среди них — как совмещать академический интерес студентов и обучение служением, как подготовить лидеров, которые смогут служить не угасая.

Опытом реализации проектного подхода в обучении поделились спикеры из разных стран. Научный сотрудник Университета Хамада Бен Халифы Асма аль Фори рассказала о волонтерстве и его интеграции в образовательный процесс в Катаре, профессор Университета TARUC, эксперт Рейтинга человеческого потенциала городов Эми Йео Чу поделилась опытом Малайзии, проректор Университета Ла-Сабана Хуан Фернандо Кордова Марентес рассказал о сетевом взаимодействии университетов и социальных партнеров в Колумбии.

Ольга Петрова

Итоги сессии подвела заместитель министра науки и высшего образования Ольга Петрова: «Миссия служения — ключевая ценность, которая у нас уже есть и реализуется начиная со школьного уровня. Школьники затем приходят в университет, и у них остается запрос на помощь и созидание. Мы введи модуль “обучение служением” в университеты и видим, что это было правильно: студенты стали вовлекаться в деятельность еще больше. Образ выпускника сегодня — неравнодушный человек с большим сердцем, который может и хочет менять мир вокруг себя, который чувствует ответственность за свою страну. В этом году мы планируем создать проектный офис, чтобы развивать обучение служением в славянских университетах за рубежом, филиалах вузов в других странах, потому что пилотный проект мы считаем уже успешно завершенным».