• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Наша выставка — попытка ответить на вызов концептуализма в самой радикальной форме»

С 18 января по 4 февраля в галерее «На Песчаной» объединения «Выставочные залы Москвы» прошла выставка «Упражнения в концептуализме» на стыке философии и современного искусства. Выставка была посвящена философской постановке вопроса о феномене концептуализма через изучение художественного, институционального, эпистемологического (познавательного) и онтологического (бытийного) статуса такого важного и малоисследованного элемента современного искусства, как экспликация.

Кураторами проекта выступили Никола Лечич — кандидат философских наук, писатель, доцент Школы философии и культурологии ФГН НИУ ВШЭ, и Майя-София Жуматина — художница, стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии НИУ ВШЭ.

Майя-София Жуматина
Майя-София Жуматина
© Анастасия Мезенова

«Упражнения в концептуализме» — результат полуторагодового проекта-лаборатории на базе ШФиК факультета гуманитарных наук ВШЭ. Проект был реализован при совместной работе его кураторов со студентами Вышки: Артемом Бычковым, Анной Волковой, Денисом Лукшиным, Николаем Марушевым и Анной Пинчуковой. «Проект задумывался как междисциплинарный, на стыке философии и современного искусства. К участию приглашались не художники, а теоретики — молодые исследователи из ВШЭ философских специальностей или имевшие философский бэкграунд», — пояснила Майя-София Жуматина.

В рамках проекта-лаборатории студенты посещали занятия по философии текста и концептуальному искусству, а также тренировались в осмыслении феномена экспликации, рассказал Никола Лечич. «Но только треть группы смогла добраться до участия в выставке», — добавил он.

Результатом работы лаборатории стало «расщепление» одного художественного артефакта — шумового звука таинственного происхождения — через наделение его 99 разными художественными концепциями-экспликациями. Так появилась выставка 1 и 99 произведений искусства. Каждая из экспликаций по-своему относится к «общему» артефакту — безымянному звуку — и вместе с ним моделирует отдельное произведение концептуального искусства. Таким образом, посетители находятся между 99 мирами, у каждого из которых были свое название, автор и философия, время и законы.

Никола Лечич (справа)
Никола Лечич (справа)
© Анастасия Мезенова

«Каждый из 99 миров ставил посетителя в новую, неповторимую ситуацию. Зритель становился вовлеченным участником, исполнителем перформанса, сам превращался в предмет искусства. Мы предложили зрителю пройти как можно больше трансформаций и каждый раз подумать о том, что значит творить, быть, жить и созерцать мир», — объяснил Никола Лечич.

«Мы назвали нашу выставку “упражнениями”, потому что создание каждой концепции для артефакта было практически мыслительным экспериментом, — прокомментировала Майя-София Жуматина. — Если зачастую художник сначала придумывает идею, а потом ее воплощает, то мы работали от артефакта: каждый раз перед нами стояла задача придумать такую концепцию для произведения, чтобы она привела художника к созданию этого единственного, экспонируемого в зале артефакта».

Посетителям предложили также стать участниками лаборатории в стенах галереи. «Они могли самостоятельно поупражняться в создании новых произведений искусства через концептуализацию представленного на выставке артефакта-звука — для этого был отдельный зал для размышлений и работы», — пояснила куратор.

© Анастасия Мезенова

В чем заключается философский задел «Упражнений в концептуализме»? Выставка пытается средствами современного искусства ответить на древний вопрос об отношении воплощенного художественного произведения (как артефакта) и заключенной в нем идеи (мысли), в том числе в ее текстуальной форме. В XX веке концептуалисты заявили, что искусство как эпицентр человеческого творчества имеет право на существование только в том случае, если в каждом новом исполнении оно переосмысливает то, чем может быть искусство как таковое. «Наша выставка — попытка ответить на вызов концептуализма в самой радикальной форме, — объяснил Никола Лечич. — Уникальность и новаторство нашего проекта заключается в изобретении новой формы одновременного существования одного и многих произведений концептуального искусства через один артефакт и множество его концепций. Эта ситуация ставит важные художественные и философские вопросы».

В будущем Майя-София Жуматина и Никола Лечич планируют продолжать экспериментировать с различными формами в искусстве в формате лаборатории. «Но результаты не будут получены скоро, — добавил Никола Лечич. — Цикл производства таких проектов большой — 1,5–2 гoда. Идеи уже есть, но рассказывать о них преждевременно: в современном искусстве считается, что идея — это все, поэтому раскрыть ее означало бы показать выставку заранее».