«Чувствуешь себя в таком большом университете своим»
В начале ноября в центре внимания дискуссионного клуба «Самовар» оказалась программа «Академический кадровый резерв». Анастасия Степанова, заместитель проректора НИУ ВШЭ, и Татьяна Мамбергер, начальник Центра по работе с группами высокого профессионального потенциала НИУ ВШЭ, рассказали, как строить академическую карьеру в университете.
Заседание клуба «Самовар» по традиции открыл Роман Левкович, директор по связям с общественностью НИУ ВШЭ, модератор дискуссии. «Сегодня мы поговорим о том, как лучше талантливым людям развиваться внутри университета и какие возможности для этого предоставляет Вышка», — отметил он.
Клуб «Самовар» создан вышкинцами для вышкинцев. Он существует для того, чтобы коллеги могли познакомиться друг с другом, обсудить актуальные события университетской жизни в приятной атмосфере за чашкой чая, послушать интересных людей, а самое важное — задать вопросы, которые волнуют, и получить на них ответы.
«Академический кадровый резерв» — это программа управления талантами для молодых ученых и преподавателей. Она реализуется в Вышке с 2007 года. В рамках программы участники активно общаются, выстраивая вертикальные и горизонтальные связи, занимаются саморазвитием и многое узнают об университете. Кроме того, они получают возможность снизить свою преподавательскую нагрузку на 25% без потери заработной платы и получить стартовый грант.
«Я сама проходила через кадровый резерв, — вспоминает Анастасия Степанова. — Помимо стартового гранта, который позволил углубиться в исследование и написать мою первую статью в хорошем журнале, я приобрела немало друзей среди коллег в разных подразделениях Вышки. На выездные семинары традиционно приезжали и приезжают наши проректоры, которые рассказывают о том, что сейчас происходит в университете, какие цели ставятся и какие задачи выполняются». Таким образом, участие в программе помогает увидеть «широкую картину мира».
«Когда ты встречаешься с людьми, с которыми у тебя похожие ценности, несмотря на то что вы работаете в разных сферах, это приводит к ускорению развития, расширяет научный кругозор и дает всплеск идей», — говорит Анастасия Степанова.
Татьяна Мамбергер отметила, что 20% из тех, кто окончил программу, на данный момент входят в административно-управленческий состав НИУ ВШЭ. «Одно дело, когда ты видишь университет из лаборатории, — говорит она. — И совсем другое — когда ты имеешь возможность видеть общую картину развития академического мира, когда у тебя есть возможность вместе с руководителями университета и экспертами по самым разным направлениям обсудить актуальные задачи науки и образования». «Ты чувствуешь себя в таком большом университете своим», — добавила Татьяна Мамбергер.
«Одной из задач любой программы управления талантами является возможность дать сотрудникам прокачать свои soft skills. Мы делаем это и в ходе академических мастерских, и в ходе выездных семинаров, — рассказала Анастасия Степанова. — Кроме того, для всех желающих организован менторинг от выпускников программы».
Татьяна Мамбергер добавила, что программы выездных семинаров строятся «вокруг актуальных проблем или вопросов, которые сейчас стоят на пике обсуждения в академическом сообществе». Темой последнего стало «Использование ИИ в науке и образовании». «На эту встречу приехали и ведущие эксперты нашего университета, и специалисты, которые занимаются данным направлением на федеральном уровне», — отметила Татьяна Мамбергер. У участников была возможность познакомиться с разными практиками, а также обсудить, как ИИ влияет на науку и образование.
8 ноября стартовал набор в Академический кадровый резерв на 2024 год. Подать заявки на участие в программе можно до 26 ноября.
Программа «Академический кадровый резерв» включает в себя две категории:
«Новые преподаватели» — перспективные преподаватели до 35 лет, начинающие работу в университете;
«Новые исследователи» — перспективные сотрудники научных подразделений НИУ ВШЭ в возрасте до 35 лет, начинающие работу в университете.