Как создать будущее
Замысел мероприятия, проводившегося в пресс-центре «РИА Новости», заключался главным образом в разрушении общественных и медийных стереотипов об инновациях и прогнозировании будущего. Как заметил один из спикеров панели, директор департамента продвижения инноваций и социальных программ РВК Евгений Кузнецов, российское общество консервативно не только в своей ностальгии по прошлому, но и в представлениях о будущем. От ученых, политиков, промышленников требуют точных прогнозов на десятки лет вперед. А будущее меж тем многовариантно, и от того, готовы ли все заинтересованные стороны (стейкхолдеры) к совместной работе, зависит, в каком будущем они окажутся.
О том, как достичь желательного варианта будущего помогает Форсайт, рассказал профессор ВШЭ, научный сотрудник Института инновационных исследований Университета Манчестера Оздчан Саритас. В отличие от футурологии, Форсайт не предсказывает будущее, он помогает распознать «ранние сигналы перемен», расставить приоритеты в использовании ограниченных ресурсов и наметить план действий с тем, чтобы желаемое будущее стало реальностью. Форсайт, по сути, есть первый шаг к инновациям.
В Высшей школе экономики создана система мониторинга глобальных трендов — не только в технологических областях, но и в сферах экономики и общественных отношений. Профессор Саритас выделил несколько таких трендов: увеличение функциональных возможностей человека, развитие коммуникаций между различными компьютерными устройствами, создание искусственных форм жизни (в том числе с помощью нанотехнологий), устойчивое развитие энергетики, развитие новых транспортных технологий.
Другой проект — Прогноз научно-технологического развития России до 2030 года, который Высшая школа экономики готовила по заказу Минобрнауки РФ, — представил руководитель отдела Форсайт-центра ВШЭ Александр Чулок. Более двух тысяч экспертов проанализировали десятки вызовов, угроз и возможностей по приоритетным направлениям развития науки и технологий (от наук о жизни до транспортных и космических систем).
Результаты прогноза не слишком утешительные. Если в некоторых областях (например, нано- и биотехнологиях) в России созданы «неплохие заделы», то по многим направлениям ситуация критическая: активную работу там, просто чтобы избежать отставания от мировых трендов, нужно было начинать еще несколько лет назад.
В отличие от футурологии, Форсайт не предсказывает будущее, он помогает распознать «ранние сигналы перемен», расставить приоритеты в использовании ограниченных ресурсов и наметить план действий с тем, чтобы желаемое будущее стало реальностью. Форсайт, по сути, есть первый шаг к инновациям.
Другой существенной проблемой для России является «разрыв между спросом и предложением НИОКР». По словам Александра Чулока, необходимо «перекинуть мост между наукой и бизнесом». Исследователи должны понимать, какие технологии необходимы для создания тех продуктов и их потребительских свойств, которые будут востребованы через несколько лет.
Гарантий, что каждая из новых технологий, окажется востребована, нет, но количество может перейти в качество. И только в том случае, если инновация не осталась на бумаге, а реализована в виде стартапа, считает директор направления Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. В противном случае общество будет относиться к разговорам об инновациях со все большим скепсисом.
Из десятков инновационных стартапов выживают, доказывая свою рыночную эффективность, лишь несколько. Это нормальная ситуация, к которой и инвесторы (венчуры), и общество должны быть готовы, заметил, в свою очередь, Евгений Кузнецов. «В России не денег не хватает, а инициативы и готовности рисковать», — полагает он.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ