Работали мы не напрасно!
Казалось бы, совсем недавно шумели горячие дискуссии о том, нужен ли России такой орган, как Общественная палата, как его правильно сформировать и сможет ли объединение авторитетов-общественников на самом деле влиять на качество государственной политики и, как сказано в законе, обеспечить согласование "общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, органов государственной власти … для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития". В течение минувших двух лет профильные комиссии ОП РФ и сформировавшиеся вокруг них экспертные группы пристально наблюдали за деятельностью государства, оценивали инициируемые властью преобразования с точки зрения качества соответствующих законопроектов. По сути, все наиболее значимые реформы, политические, экономические и социальные процессы попадали в поле зрения экспертов.
Срок полномочий членов Общественной палаты первого созыва подошел к концу. Время подводить итоги.
20 декабря в Государственном университете — Высшей школе экономики состоялось итоговое заседание Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации. Члены Комиссии во главе с ее председателем — ректором ГУ-ВШЭ Ярославом Кузьминовым представили доклад "Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?", ставший результатом их двухлетней деятельности. На заседании комиссии были подведены итоги 2006-2007 гг., но главной задачей собравшихся на Мясницкой экспертов стало обозначение перспектив для дальнейшей работы Комиссии, и даже не столько ее самой, сколько профессиональных сообществ, консолидировавшихся вокруг Комиссии и общественных организаций, которые стали ее партнерами.
Ярослав Кузьминов |
— Мир сегодня стоит на пороге образовательной революции, — открыл заседание Ярослав Кузьминов. — Эта революция заключается в переходе к социальной обязательности высшего образования. В городской экономике наличие диплома с каждым годом становится все более необходимым при устройстве на работу. Для работодателя это гарантия креативности сотрудника и его принадлежности к определенной интеллектуальной среде. И мы просто не имеем права относиться к сфере образования, как к прочим отраслям. Это означало бы игнорировать мировые процессы, которые свидетельствуют, что образование становится гораздо более значимым, чем военный потенциал или экспорт энергоносителей.
Ректор ГУ-ВШЭ отметил, что доклад Комиссии резюмирует все значимые дискуссии, которые шли в обществе и в экспертной среде на протяжении последних нескольких лет. В нем предложены меры, необходимые, чтобы не проиграть в мировой конкуренции. Главное: должны быть предусмотрены гораздо более высокие темпы роста финансирования национальной сферы образования, чем предполагает Правительство.
В России, по словам Кузьминова, высшее образование по-прежнему, хотя и в меньшей степени, чем в Советском Союзе, является массовым. Большинство (88%) родителей считают, что их дети должны учиться в вузах и получить диплом. В систему высшего образования вовлечено две трети населения, это больше, чем во многих, в том числе наиболее развитых странах. Однако мы можем говорить лишь о количественных, но не о качественных показателях.
Качество высшего образования, к сожалению, оставляет желать лучшего.
— Разумеется, образование — инерционная сфера, — говорил Кузьминов. — Но дальше развиваться по инерции нельзя. Срочно требуется переходить к модернизации.
Евгений Ясин |
Немногие российские вузы могут похвастаться полноценными интернет-порталами, которые позволяли бы студентам получать доступ ко всей нужной информации внутри учебного заведения, а абитуриентам нужно понимать, куда и зачем они хотят пойти учиться. Еще хуже дела обстоят с электронными библиотеками, причем иностранная научная литература за редкими исключениями не переводится, наши вузы провинциализуются, замыкаются в себе.
О финансовой прозрачности высших учебных заведений России и говорить не приходится, — единицы из них публикуют свои бюджеты.
Проблема "псевдообразования" стала бичом российской высшей школы. По мнению Кузьминова, свидетельством тому может служить тот факт, что премия за наличие диплома на российском рынке труда невелика. Редкие вузы высоко котируются среди работодателей. Почему так происходит?
Во-первых, половина российских студентов — заочники, чей образовательный уровень заведомо ниже, чем у выпускников очной формы обучения.
Во-вторых, в 1990-е годы многие учебные заведения запустили модные и абсолютно для них непрофильные учебные программы по экономике, менеджменту и юриспруденции, но совершенно забыли о том, что учить этим дисциплинам качественно можно только инвестируя большие средства в профессорско-преподавательский состав. В результате страна получила перепроизводство специалистов неудовлетворительной квалификации.
В немалой степени показателем качества вуза является ведение в нем исследовательской деятельности. Сейчас среди преподавателей исследователями могут считаться лишь 16%, в то время как в СССР их было 38%, хотя и этого мало по современным мировым стандартам.
— Это имитация вузовской науки, — констатировал Кузьминов. — Не более 50 вузов из 1000 работающих на российском рынке реально занимаются исследованиями, и на всю страну наберется не более 200 действительно научных кафедр. Это пугающе мало! Если это положение не исправить, то мы так и останемся "сырьевым придатком".
Еще одной проблемой высшей школы, по мнению председателя Комиссии, является рост социальной дифференциации. Качество среднего образования в крупных городах и в регионах слишком разное, и в результате в столичные вузы поступают выпускники столичных же школ, а региональная молодежь не имеет никаких шансов.
Любовь Духанина |
В докладе Комиссии есть специальный раздел "Что делать", в котором предложен набор конкретных рекомендаций и обозначены те важнейшие направления деятельности, которые требуют внимания общества и кропотливой работы экспертов. Авторы доклада назвали эти направления "точками роста" в предположении, что именно вокруг них пройдет следующий раунд обсуждений в Комиссии, по результатам которых и будут разработаны конкретные задачи — решения, законы.
Общественная палата считает, что для модернизации национальной образовательной системы нужны деньги, и немалые: Комиссия предлагает увеличить государственное финансирование образования на 0,7—1% ВВП. В том числе необходимы средства, как сказал Кузьминов, "на восстановление контракта с учителями средней школы".
— Дополнительные 7 тысяч рублей для учителя — это билет в средний класс, как минимум, возможность покупать книги, — сказал он. — Поэтому сначала надо поднять зарплату учителей до достойного уровня, а затем вводить и селективную систему поощрения.
Пока же государство просто толкает учителя к "подкожному зарабатыванию", а проще говоря, к школьной коррупции.
— Многим сейчас кажется, что в стране все благополучно, экономика демонстрирует уверенные темпы роста и т.д. Это так. Мы действительно идем вверх, но только этот рост базируется на рассыпающемся фундаменте, — резюмировал свое выступление Кузьминов.
Прежде чем перейти к заметкам о других выступивших на заседании Комиссии, кратко остановимся на ее конкретных достижениях за минувшие два года.
Ефим Рачевский |
Комиссия активно участвовала в работе над законопроектом об автономных учреждениях. Была даже проведена деловая игра "Вуз: от бюджетного к автономному учреждению", в которой приняли участие руководители и специалисты ведущих университетов. По итогам игры были предложены 14 (!) поправок к проекту закона, которые были учтены.
— Комиссия активно участвовала в дискуссии о взаимоотношениях церкви и образования, — сообщил содокладчик Кузьминова, ректор института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.
— Мы настаивали, что главным должен быть принцип добровольности изучения религии в школе. Это вызвало резкую негативную реакцию РПЦ. Однако после того как Президент высказался в том же ключе, что и мы, представители церкви быстро поутихли.
Любовь Духанина, президент образовательного холдинга "Наследник" отметила, что "активность Комиссии по внедрению идей в головы депутатов" была очень высокой. Например, Комиссия настаивает, что работать надо не над темой поддержки одаренных детей, а над проектом "Одаренное поколение", поскольку в такой работе важна системность.
— В обществе, кстати, 22% граждан считают себя одаренными, хотя с научной точки зрения "одаренных" не может быть больше 5—7%, — сказала она.
Пример работы с одаренными детьми из зарубежной практики привела председатель общественного движения "Союз женщин Калмыкии" Лидия Лебедева:
— В Корее со всей страны собирают одаренных детей в возрасте 5 лет и обучают их в специальных школах до 22 лет. Возможно, имело бы смысл и нам создавать такие школы?!
На заседании выступил член Общественной палаты второго созыва, директор центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский. Он обратил внимание собравшихся на необходимость обеспечения права детей на, как минимум, один час бесплатного дополнительного внешкольного образования (имеются в виду детские кружки). Это должно быть гарантировано законом.
Волнует Рачевского и проблема дошкольного образования, вернее, некомпетентности воспитателей детских садов.
— 80% воспитателей были в школе непроходимыми троечниками!
Необходимо заниматься вопросами трудоустройства учеников старших классов: сейчас в Москве, например, подростков, желающих подработать, — 140 тысяч, а находит работу от силы 10%.
Е. Рачевский отметил, что Доклад Общественной палаты "Образование и общество" является объективным отражением ситуации в образовании и науке и его можно использовать руководству всех уровней образования.
Подводя итог заседания, Ярослав Кузьминов символически передал бразды правления Комиссией Евгению Ясину (де-юре это произойдет в январе):
— Я ухожу из Общественной палаты, — сказал Ярослав Иванович, — но надеюсь, что наша работа будет продолжена. Мне приятно сознавать, что мы работали не напрасно.
Дмитрий Европин
Материалы:
Текст доклада "Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?"
Справка за 2006-2007 гг. по инициативам Комиссии Общественной Палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации