«Задача нашей страны сейчас — сформировать культуру волонтерства»
Когда в России появились первые волонтеры, что ими движет, кроме желания помочь нуждающимся, при каких обстоятельствах волонтерство может быть включено в трудовой стаж? Об этом и многом другом в третьем выпуске второго сезона подкаста Вышки «Ворона желает знать» рассказала Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Первые «волонтеры» появились в России во времена Екатерины II — это были люди, которые помогали нуждающимся безвозмездно. В советское время, до 1990-х годов, таких людей называли добровольцами, рассказывает Ирина Мерсиянова. Отношение к термину «волонтерство», который долгое время не принимало общество, изменилось во время подготовки к сочинской Олимпиаде, тогда он вошел в обиход. В результате сложилась ситуация, когда на законодательном уровне оказались в ходу оба термина: в законе о благотворительной деятельности — «добровольцы», в законе об Олимпиаде — «волонтеры».
В Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ проводились исследования на базе массового опроса по репрезентативным выборкам, чтобы понять, какой термин воспринимается в обществе лучше. Мнения опрошенных разделились ровно пополам. В результате оставили оба понятия: во всех нормативных актах стали писать «добровольчество (волонтерство)», отмечает Ирина Мерсиянова.
Она пояснила, что благотворительная деятельность делится на два вида: когда люди жертвуют свое время и когда пожертвования делают в денежной форме. Эмпирические исследования центра, рассказывает Ирина Мерсиянова, показали: доля тех, кто занимается благотворительностью, но не осознает этого, значительно больше доли тех, кто идентифицирует себя с волонтерством.
«Задача нашей страны сейчас — сформировать культуру волонтерства», чтобы люди говорили об этом повседневно, на кухнях, подчеркивает она. Не с пафосной интонацией, а «как про погоду и природу», таким образом формируется повседневная практика.
Мотивация заниматься волонтерством у людей разная. Кто-то действует из желания просто помочь тем, кто нуждается в помощи, для многих очень важен символизм принадлежности к волонтерскому объединению, хотя это не значит, что люди готовы работать «за футболку». А кто-то участвует в работе из карьерных соображений, что, впрочем, не должно вызывать отрицательную реакцию. Это может быть, например, желание получить опыт во многих функциях сразу, поскольку волонтерский труд очень разнообразен. Волонтерство может быть социальным, культурным, спортивным, экологическим, научным, медийным, еще это помощь в борьбе с ЧП. Сейчас обсуждается возможность включать в трудовой стаж время работы в волонтерской организации по специальности — например, если врач работает в медицинском учреждении.
Ирина Мерсиянова также рассказала об опыте Вышки — о том, как самоорганизовалась университетская система в разгар пандемии. В частности, как действовала система цифровых волонтеров, когда более молодые сотрудники помогали тем, кто старше, адаптироваться к дистанту, освоить тот же Zoom.
Работа волонтеров в целом по стране в карантинные периоды, когда люди сталкивались с ними лично, в массовом порядке, изменила отношение к ним. Деятельность волонтеров также активно освещалась в СМИ. Если раньше об этом мало задумывались, а кто-то даже относился с некоторым недоверием, предубеждением, то теперь оценка труда волонтеров стала адекватной. Примечательно, что в то же время оценка участия государства в помощи гражданам, а также роль НКО не вызвали столь же позитивного отношения, что нельзя считать справедливым.
Исследование центра также показало, что волонтеры — более счастливые люди, чем те, кто такой деятельностью не занимается. Более активные люди в принципе более счастливы, чем пассивные. Движение вперед, активная гражданская позиция — вот что делает людей более счастливыми, заключила Ирина Мерсиянова.
Недавно вышел в свет подготовленный в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Вышки учебник «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО» под редакцией Ирины Мерсияновой. Это впечатляющий коллективный труд 20 авторов, представленных не только научными сотрудниками центра, но и хорошо известными экспертами и практиками, руководителями волонтерских организаций.