Культура-онлайн: как столичные учреждения культуры перешли на удаленный формат работы
В этом году из-за введенных в связи с пандемией коронавируса ограничительных мер учреждения культуры Москвы приобрели немалый опыт работы в онлайн-формате, который и сейчас остается весьма актуальным. Стратегии их взаимодействия со своей аудиторией в период самоизоляции обсудили в Вышке в ходе круглого стола «Культурные центры Москвы: вызовы и стратегии работы онлайн».
На площадке Вышки не первый раз обсуждается сотрудничество университета и культурных центров Москвы и возможность кооперации с ними с тем, чтобы использовать имеющийся общий потенциал для развития города, рассказала Валерия Касамара, директор Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ (ИППИ). Она привела в пример совместную площадку с департаментом культурного наследия московского правительства, на которой проведен конкурс «Наследие Москвы».
Целью круглого стола, состоявшегося 9 октября, был обозначен анализ стратегии домов культуры, культурных центров в онлайн среде. Кроме того, было рассмотрено также разнообразие технологических решений для реализаций этих стратегий.
«Начать хотелось бы с того ощущения, которое было у многих – первая волна миновала, мы освоили много всего нового, было много драйва, и хотелось много всего делать. Но я считаю, что сейчас мы поняли, что за две недели ничего не изменится, – говорит Валерия Касамара. – Тогда нам казалось, что мы должны впрячься и достойно ответить на вызов, не растерять людей, которые оказались вокруг проектов, сообществ, институций».
Сотрудники ИППИ изучили работу культурных учреждений в период самоизоляции, и результаты исследования были представлены в ходе круглого стола. Анализ показал, что в первую очередь работники культурной сферы ставили перед собой задачу сохранения целевой аудитории. В то время, когда учреждения закрывались, крайне важно было оперативно перейти к онлайн-формату, сохранив мероприятия, к которым привыкли посетители культурных центров, рассказал эксперт ИППИ Илья Андреев. При этом работники домов культуры ощущали социальную ответственность перед теми, для кого работали. Главная трудность, с которой столкнулись практически все учреждения, – отсутствие достаточной ресурсной базы для подготовки контента высокого качества – от программного обеспечения до оплаты конференции ZOOM, если она длится больше 40 минут.
Целью исследования стало сравнение адаптации культурных учреждений Москвы в онлайн-среде и методологии их работы в этот период. Была изучена работа девяти домов культуры (центров) в шести административных округах Москвы. Наблюдение за работой было дистанционным, эксперты подключались к онлайн-занятиям, таким образом получая первичную аналитику. В основу исследования положены текстовые массивы данных дневников наблюдений, анализ способов взаимодействия работников центров, преподавателей с теми, кто пришел на занятия.
Эксперт института Евгения Тиджиева пояснила, что в культурных центрах использовали преимущественно три стратегии коммуникации со своими посетителями.
Первая – одностороння коммуникация, когда контент готовят заранее, фактически занятие проводится в форме видеурока, без обратной связи. Вторая – двусторонняя коммуникация, с непосредственным общением, прямые эфиры, ZOOM-конференции, все это создает эффект присутствия. И третья стратегия – гибридная, например, онлайн конференция с публикацией заранее подготовленного материала. Выбор стратегии во многом формируется финансовыми соображениями, хотя очевидно, что уровень вовлеченности при непосредственном общении гораздо выше.
Опытом работы в онлайн-формате поделились руководители культурных учреждений, в их числе Александра Лихман, директор дома культуры «Гайдаровец», Маргарита Зотова, руководитель культурного центра «Новослободский», Виталий Фединский, директор КЦ «Марьина роща», Яна Негреева, заместитель директора КЦ «Вдохновение».
В ходе дискуссии Валерия Касамара также отметила, что за последнее время «мы родили кучу инноваций, пора писать методички, делиться опытом, в том числе для того, чтобы понять, что было наиболее эффективно, в каком направлении двигаться дальше, не сбавлять обороты, психологически поддержать людей».
Андреев Илья Сергеевич
Тиджиева Евгения Артемовна