Эксперты ИКПРР приняли участие в подготовке ежеквартального обзора решений внутриведомственной апелляции ФАС России
Антимонопольный контроль на региональных рынках осуществляют 84 территориальных органа ФАС России. Ведомство уделяет пристальное внимание единообразию применения норм Федерального закона «О защите конкуренции» во всех регионах страны. Для этого вместе с принятием «четвертого антимонопольного пакета» были созданы коллегиальные органы ФАС России. Участники дел получили возможность обжалования решения и/или предписания территориального антимонопольного органа в коллегиальный орган ФАС в течение месяца со дня принятия соответствующего акта.
«Работа ведомственной апелляции антимонопольной службы проходит при живом участии экспертного сообщества. В том числе мы с рядом коллег по Ассоциации антимонопольных экспертов работали вместе с ФАС над двумя годовыми обзорами её практики, которые в дальнейшем были утверждены Президиумом ФАС России. Сегодня Институт конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ активно участвует в подготовке ежеквартальных апелляционных обзоров, а совсем недавно совместно с Федеральной антимонопольной службой и Ассоциацией антимонопольных экспертов (ААЭ) выпустил книгу «Ведомственная апелляция ФАС России. Ключевые решения. Практические комментарии». Мы рассчитываем на развитие этого сотрудничества. В планах — проведение совместных с ФАС России и экспертным сообществом мероприятий по ведомственной апелляции, сложившимся и складывающимся благодаря ей подходам к применению антимонопольного законодательства».
Олег Москвитин, заместитель директора ИКПРР, партнёр, руководитель антимонопольной и тарифной практик КА «Муранов, Черняков и партнеры», член Генерального совета ААЭ, соредактор и соавтор Обзора.
В Обзоре собраны одиннадцать наиболее интересных с точки зрения правоприменения решений коллегиальных органов ФАС России за второй квартал 2020 года. Рассмотрены примеры пересмотра дел региональных УФАС об антиконкурентных соглашениях, нарушениях антимонопольных норм Закона о торговле, проявлениях недобросовестной конкуренции.
Относительно практических особенностей применения статьи 14.6 Закона о защите конкуренции высказался главный эксперт ИКПРР Михаил Шихмурадов: «Институт деловых обычаев выступает постоянно изменяющимся явлением, отвечающим преобразованиям в экономической, технологической и производственных сферах, определяющих характер жизненного цикла изделий. В свою очередь, изменения в сфере экономических институтов приводят к изменениям в правовой квалификации действий участников товарных рынков. Поэтому и антимонопольным органам следует держать руку на пульсе, сталкиваясь с возникающими новыми вызовами. Одним из таких вызовов выступает проблема деонимизации различительных элементов оформления компаний и их товаров, которая задаёт требования по повышению охраноспособности соответствующих обозначений».
Большое внимание в Обзоре уделено практике выявления и доказывания сговоров органов власти и хозсубъектов. Главный эксперт ИКПРР Юлия Папикян обратила внимание на важность проведения территориальным органом ФАС России анализа состояния конкуренции на товарном рынке надлежащим образом и в необходимом объеме: «Для определения факта заключения антиконкурентного соглашения необходимо установить товарный рынок, на котором достигнуто соглашение и предполагается влияние на конкуренцию, в его географических и временных границах. По делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает в себя следующие этапы (пункт 10.8 Порядка №220): определение временного интервала исследования товарного рынка, определение продуктовых границ товарного рынка, определение географических границ товарного рынка».
Проведение анализа состояния конкуренции на товарных рынках, подготовка независимых заключений по вопросам наличия признаков (фактов) и доказанности нарушений антимонопольного законодательства — одно из основных направлений, на которых специализируется Институт.
С текстом Обзора можно ознакомиться по ссылке.
Превью книги по ведомственной апелляции.