Михаил Шихмурадов: регулирование естественных монополий должно строиться на экономической природе таких рыночных состояний
В повестке круглого стола обсуждались вопросы, касающиеся пересмотра Закона о естественных монополиях и концепции естественных монополий, а также вопрос о корректности отнесения железнодорожных перевозок к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Были затронуты проблемы, касающиеся применимости концепции естественной монополии к услугам железнодорожных перевозок, допуска на сеть железных дорог независимых частных перевозчиков, существования в неоклассической теории понятия естественной монополии и её соотнесения с концепцией ключевых мощностей. Отдельно были освещены такие вопросы, как виды антимонопольного регулирования и/или демонополизации (включая принудительное структурное разделение монополии), продемонстрировавшие наибольший успех в экономической истории, а также соотношение естественно-монопольных и конкурентных сегментов в железнодорожной отрасли.
С докладами выступили:
Георгий Ефимович Давыдов — д.э.н., профессор, Президент Национальной ассоциации транспортников, главный редактор журнала «Бюллетень транспортной информации»;
Александр Александрович Курдин — к.э.н., заместитель заведующего Кафедрой конкурентной и промышленной политики Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по научной работе, руководитель исследований Департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ;
Андрей Викторович Дементьев — научный сотрудник Экспертного института НИУ ВШЭ;
Вадим Витальевич Новиков – старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС);
Михаил Шихмурадов — главный эксперт Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ.
Модератором семинара выступил директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий, к.э.н. Илья Алексеевич Долматов.
Доклад Г.Е. Давыдова, помимо вышеотмеченного, был посвящён ответу на следующие вопросы: Как установить соответствие состояния рынков грузовых железнодорожных перевозок известным (типовым) разновидностям рынков (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция)? Как на практике подтвердить/опровергнуть целесообразность перехода рынков грузовых железнодорожных перевозок из монопольного состояния в конкурентное?
А.А. Курдин в своём докладе освещал следующие вопросы: правда ли, что все естественно-монопольные отрасли нуждаются в регулировании, а все отрасли, которые необходимо регулировать, являются естественными монополиями? Где начинается и заканчивается рыночная власть естественной монополии?
А.В. Дементьев сделал доклад, посвящённый регулированию региональных вертикально-интегрированных железнодорожных монополий.
В.В. Новиков затронул отдельные теоретико-прикладные аспекты как анализов товарных рынков, так и поведения хозяйствующих субъектов в сферах естественных монополий, отметив неприменимость привычных антимонопольному регулированию институтов для ряда поведенческих практик.
Доклад Михаила Шихмурадова о соотношении юридического и экономического подходов к понятию естественной монополии был начат с того, что автором были представлены различия между экономической и юридической моделью, описывающими какой-либо объект (например, состояние рынка, таможенно-тарифное регулирование, налоговую нагрузку). При этом было отмечено, что под моделью вообще понимается некий аналог (схема, структура, знаковая система) определённого оригинала (объекта) — фрагмента природной или социальной реальности.
В качестве примера расхождения экономической и юридической моделей применительно к антимонопольному законодательству было приведено различие между известной экономической теории типологией рыночных структур (конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия) и той условной классификацией рыночных состояний, которая может быть построена на основании действующих правовых норм. При этом показано, что на основании действующего антимонопольного законодательства невозможно прийти к выводу о том, что рынок находится в состоянии монополистической конкуренции.
Далее, переходя к легальному понятию естественной монополии, данному в Законе о естественных монополиях, было отмечено, что в своей практике ФАС исходит из правовой позиции, согласно которой естественная монополия имеет место в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность в сферах естественных монополий, для чего устанавливается наличие в собственности или на ином законном основании имущества, необходимого для осуществления видов деятельности, отнесённых к сферам естественных монополий, а также наличие факта оказания услуг в сферах естественных монополий, подтверждаемого наличием договорных отношений о реализации таких услуг. В настоящее время на рассмотрении находится законопроект, согласно которому субъектом естественной монополии предлагается признавать субъект, оказывающий услуги с использованием сетевого актива.
Подобные правовые позиции отличаются от представления о естественных монополиях, выработанного экономической теорией, для которой принципиальным значением обладает доказанный эффект от масштаба (economies of scale), связанный с субаддитивностью издержек производства, т.е. таким уровенем выпуска, при котором товар (услуга) производится (оказывается) с наименьшими издержками одной фирмой. Важно, что аналогичный подход используется в приказе ФСТ России № 481-э, где рынок считается находящимся в состоянии естественной монополии, если оптимальный по издержкам объём производства одной фирмы превышает 90 % ёмкости рынка.
Таким образом, Михаил Шихмурадов предложил обратить внимание на действующие согласно порядку ФСТ России № 481-э процедуры по определению того, находится ли рынок в состоянии естественной монополии, а также учесть последние достижения экономической теории, задающие такие критерии естественных монополий, как экономия на диверсификации производства (economies of scope) и экономия на плотности, связанная с пространственной близостью продавцов и покупателей (economies of density).
Презентация по соотношению подходов к естественной монополии (PDF, 713 Кб)