• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кризис не дал исчезнуть государству

Общие экономические и политические вызовы для России и Европы стали темой дискуссии, организованной 1 июля международным дискуссионным клубом «Валдай» совместно с факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Почетным гостем стал министр иностранных и европейских дел Франции Ален Жюппе.

Видеозапись

Ален Жюппе
Ален Жюппе
Российское агентство «РИА Новости» совместно с Советом по внешней и оборонной политике (СВОП), журналами «Russia Profile», «Россия в глобальной политике» и газетой «The Moscow News» уже несколько лет проводят заседания международного дискуссионного клуба «Валдай». В первый раз это произошло в 2004 году. Задача клуба — формирование международной экспертной площадки. Клуб объединяет около трех сотен бывших государственных деятелей, политологов, юристов, писателей, журналистов из полутора десятков стран.

Как отметил директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев, вызовы, которые стоят перед Россией и Европой не уникальны. Перед этими вызовами стоит весь мир, и страны Азии, и страны Америки. «Уникальность России и Европы в том, что они наиболее уязвимы, — сказал он. — И, на мой взгляд, именно этот факт является важнейшей предпосылкой для их сближения».

По мнению Тимофея Бордачева, в настоящее время есть два основных вызова. Первый — новая роль государства в мире. В большинстве своем государства остаются традиционными и при этом они сталкиваются с глобализацией. «Действительно, в связи с глобализацией много говорилось о том, что государство может исчезнуть, — отметил министр иностранных и европейских дел Франции Ален Жюппе. — Но кризис показал, что государство все-таки необходимо. Все оказалось гораздо сложнее, чем предполагал мир». Т. Бордачев обратил внимание, что сейчас государство возвращается во многие сферы жизни, но это возвращение подчас осуществляется недостаточно профессионально, часто — весьма консервативными методами, что создает напряженную ситуацию.

Второй вызов — новый баланс сил, который должен прийти на смену ситуации, сложившейся по окончании «холодной войны». Россия и Европа вместе могут стать частью глобального баланса сил, только вместе они смогут обезопасить свое будущее, а также стать ответственными участниками мировой политики и экономики. Для этого они должны совершить решительный шаг и перейти от дипломатических отношений к отношениям реального сотрудничества, в основе которого — общие институты.

Тимофей Бордачев
Тимофей Бордачев
Ален Жюппе заявил, что у Европы и России совпадают экономические интересы. И с каждым годом эти интересы распространяются на новые области, такие как здравоохранение, космос и так далее. «Мы намерены делать акцент на инновациях, — сказал он. — И уже сейчас речь идет в большей степени о совместной работе, а не о том, чтобы просто что-то купить или продать».

Начальник Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова напомнила еще об одном вызове — энергетическом. «Сейчас все наше взаимодействие в этом вопросе больше и больше омрачается взаимным недоверием, — считает она. — Мне кажется, что тот энергетический диалог, который длился в течение 10 лет, сейчас подходит к критическому моменту. И пока еще есть возможность определить вектор дальнейшего совместного развития».

В частности, она напомнила, что знаменитый Третий энергетический пакет Евросоюза грешит большим количеством нерешенных вопросов, которые создают странам-экспортерам серьезные трудности. Здесь не нужны какие-то особые преференции для России, но перечисление этих проблем, попытка учесть и решить их могли бы стать хорошим основанием для дальнейшего процесса.

Господин Жюппе согласен, что Третий энергопакет не должен быть ограничителем для внешнего партнерства. Он также отметил, что Европа в целом и Франция в частности по-прежнему заинтересованы в долгосрочных договорах на поставку газа из России. Впрочем, главная цель наших партнеров в вопросах энергетики — это энергосбережение. «Сегодня мы строим здания, которые потребляют меньше энергии, занимаемся возобновляемыми источниками, гидроэнергетикой. Также Франция не собирается отказываться от атомной энергетики. Однако правила эксплуатации этих станций сейчас ужесточаются», — сказал он.

И, конечно, во время дискуссии был затронут вопрос безопасности. По словам государственного министра Франции, Европа хочет видеть Россию частью европейской системы безопасности, в том числе и когда речь идет о размещении установок противоракетной обороны (ПРО). Сейчас идет переговорный процесс, и может быть, появятся два скоординированных механизма — общеевропейский и российский, – что и позволит обеспечить безопасность на континенте.

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ