Инноваторов в образовании нужно выявлять и всячески поддерживать
Шестой год Институт образования НИУ ВШЭ совместно с партнерами проводит Конкурс инноваций в образовании (КИвО), и за это время на конкурс было подано около 4000 заявок. Опыт его участников позволяет делать выводы о перспективах инноваций в нашей стране, об их использовании для модернизации школы и о барьерах, которые возникают на их пути.
Участники конкурса разных лет и другие эксперты обсудили эти и другие вопросы на сессии «Образовательные стартапы как новый драйвер трансформации образования», которая состоялась в рамках Международного молодежного экономического форума в Санкт-Петербурге. Этот форум, в свою очередь, был проведен в последний день работы ПМЭФ-2019.
Внедрять образовательные инновации непросто, так как традиционная система образования консервативна и нередко их отторгает. Поэтому, по мнению директора КИвО Дианы Королевой, многие инноваторы предпочитают сферу дополнительного образования, где государственное регулирование не столь существенно.
В этом году больше всего проектов, представленных на конкурс, было посвящено именно дополнительному образованию
Впрочем, Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, считает, что молодые люди готовы прикладывать усилия в тех сферах, где потребность в инновациях особенно велика. Сложности, обусловленные бюрократическими барьерами, в таких случаях уходят на второй план. Чтобы таких людей было больше, их нужно выявлять еще на студенческой скамье и всячески поддерживать. Тогда и образовательных стартапов появится больше — ведь любые инновации начинаются с людей.
Важный этап развития инновационного проекта — участие в акселерационной программе (для полуфиналистов КИвО такая программа ежегодно организуется в рамках Летней школы). По мнению Андрея Баяджана, руководителя проекта D Notation и победителя КИвО-2017, в подобных программах особенно важна возможность получить экспертную оценку и расширить деловые связи. В США распространена практика, когда участнику акселерационной программы каждую неделю устанавливают показатель роста проекта, который нужно достичь.
Потенциал образовательных инноваций в России велик. Андрей Лобанов, генеральный директор компании «Алгоритмика», считает, что инновационные российские методики обучения математике и программированию пригодны для экспорта. Его компания — производитель программного обеспечения, с помощью которого можно организовать учебный процесс в классе, работает не только в России, но и за рубежом. Однако учителям в любой стране недостаточно просто получить электронные учебники — нужна постоянная поддержка со стороны их разработчиков.
Георгий Соловьев, генеральный директор компании Skyeng, рассказал, как в условиях внедрения цифровых инноваций в образовании меняется роль педагога. Получать знания студент может в информационной среде – система сама предлагает задания с учетом ошибок. Но развивать мотивацию студента с помощью ИТ-инструментов не удается — искусственный интеллект пока не дает такой возможности, и эту функцию успешно выполняют учителя.
Генеральный директор компании Skyeng
Далеко не все образовательные стартапы выживают и тем более добиваются успеха — отсюда такие понятия, как «воронка стартапов» и «долина смерти стартапов».
«Из тех проектов, которые получили поддержку на КИвО, прошли экспертизу и акселерацию, сейчас существуют порядка 50%», — отметила Диана Королева.
Однако в профессиональной среде есть мнение, что чем больше разнообразных стартапов в образовании, тем лучше. А уж сколько из них стали успешными — вопрос второстепенный. Нобелевский лауреат Эдмунд Фелпс писал, что именно низовые инновации становятся источником рабочих мест, новых возможностей и изменений. Даже если проект существовал недолго, это тоже ресурс экономики. И его авторы, так или иначе, внесли свой вклад в развитие системы образования.
Королева Диана Олеговна
Директор Центра изучения инноваций в образовании