Семьи и частные инвесторы готовы вкладывать деньги в образование
Однако потенциал домохозяйств и бизнеса в нашей стране не используется в полной мере. Почему так происходит, обсудили участники панельной сессии «Будущее экономики: образование как сфера инвестиций», состоявшейся 25 мая на Петербургском международном экономическом форуме.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступивший в роли модератора сессии, напомнил, что Россия занимает скромное место в мире по объему государственных вложений в образование. В лучшие времена мы тратили на образование 4 процента ВВП, сейчас этот показатель снизился до 3,5 процентов. Он ниже, чем у стран, с которыми Россия соревнуется, и, казалось бы, этот недостаток нужно компенсировать частными инвестициями.
Однако, если речь идет о вложениях в общее образование, возникает проблема социального равенства. Нельзя допустить даже малейшего расслоения в обществе, поэтому возможности привлечения средств семей ограничены, подчеркнул Ярослав Кузьминов. Школа формирует человеческий потенциал страны на годы вперед, поэтому инвестировать в развитие общего образования должны не семьи, а бизнес. Но участие бизнеса в этом секторе для нашей страны пока не характерно.
На следующих уровнях образования ситуация другая — на 1 рубль, вложенный государством, семьи и предприятия вкладывают еще 1 рубль. Это хорошее соотношение, и его не следует качественно менять, убежден ректор ВШЭ. При этом бизнес, несмотря на явную заинтересованность, не платит за подготовку квалифицированных исполнителей — тех, кто работает руками.
В декабре 2016 года Высшая школа экономики проанализировала готовность населения инвестировать в социальную сферу. Результаты превзошли ожидания: 41 процент граждан заявили, что готовы вкладывать в образование от 5 до 15 процентов своего дохода (похожие показатели в США). В 2018 году доля таких граждан снизилась до 38%, при этом выросла доля тех, кто готов вкладывать в образование до 15 процентов своего дохода, то есть отказываться ради этого от многих других трат.
В дискуссии приняли участие ректор МГУ Виктор Садовничий и ректор ИТМО Владимир Васильев, рассказавшие о создании научно-технологических центров при своих университетах с участием бизнеса. Вице-президент ВЭБ Михаил Алашкевич предложил бизнесу инвестировать в образование при условии, что государство возвращает средства только в случае достижения понятных результатов (например, инвестор вкладывает деньги в школу, но получает их назад, только если в школе благодаря этому сократилось число неуспевающих учеников).
Помощник Президента России Андрей Фурсенко предположил, что нехватка денег в образовании не главная проблема, и порекомендовал вкладывать деньги не только в инфраструктуру и технологии, но и в знания, в человеческий капитал. Первый вице-президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников заявил, что его корпорация готова инвестировать в образование, но для этого нужны четкие государственные гарантии.
Завершая дискуссию, Ярослав Кузьминов отметил, что готовность инвестировать в образование высока и у граждан, и у бизнеса в том числе потому, что люди готовы отдавать свои ресурсы на важное дело. При этом, привлекая ресурсы, нужно говорить не только о деньгах, но и о содержательных изменениях в образовании, которые приведут, например, к резкому сокращению числа неуспешных выпускников школы (сейчас этот показатель — 28 процентов). Инвестировать нужно не просто в инновации, а в то, что востребовано, что точно будет способствовать повышению качества образования.