Работа Рособрнадзора по организации ЕГЭ-2014 дала первые результаты
Первый день основной волны ЕГЭ прошел без сбоев — это свершившийся факт. Нет ни утечек контрольно-измерительных материалов (в последние несколько лет они появлялись накануне в Интернете), ни массовых нарушений процедуры — их невозможно было бы скрыть, когда во всех пунктах проведения экзамена установлены видеокамеры. Понятно, что это только начало, а цыплят, как говорится, по осени считают, но серьезная совместная работа Рособрнадзора с администрациями субъектов Федерации, которая проводилась в течение всего учебного года, дала первые результаты.
Чья это заслуга?
Несомненно, высшего руководства страны, которое наконец-то отменило пресловутый «ЕГЭ-критерий» в оценке эффективности губернаторов, благодаря которому руководители на местах были кровно заинтересованы в снижении количества «двоек».
Несомненно, министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, который наконец-то решил навести порядок в проведении ЕГЭ.
Но высшее руководство у нас, можно сказать, не меняется с первых лет эксперимента по ЕГЭ, а в прошлом году, при Дмитрии Ливанове, нарушения на ЕГЭ были просто беспрецедентными.
Так что ключевым фактором успешного начала ЕГЭ в этом году и, надеюсь, дальнейшего его проведения стало назначение Сергея Кравцова руководителем Рособрнадзора. Он взял на себя ответственность за организацию экзамена, не пытаясь переложить ее на субъекты Федерации, как это делали два его предшественника. И организаторы всех уровней теперь будут отвечать за свои нарушения, что очень доступно и методично объяснялось им в течение года, — если поймают за руку, мало не покажется никому.
Если ЕГЭ в 2014 году пройдет без сбоев, — а все предпосылки к этому есть, возникают вопросы о его дальнейшем развитии.
Нужно ли менять структуру контрольно-измерительных материалов?
Ряд экспертов предлагает полностью отказаться от части А, как это уже сделали математики, и ввести устную часть по гуманитарным предметам. Однако, на наш взгляд, сочетание заданий различных форм — частей А, В и С — является оптимальным, а устная часть необходима лишь по иностранному языку.
В некоторых странах, которые не одно десятилетие проводят национальные экзамены, предлагаются только вопросы с выбором ответов. Бывает и сочетание разных форм заданий. Но в России структура заданий ЕГЭ — самая сложная в исполнении. Есть и вопросы с выбором ответов (часть А), и вопросы с коротким ответом (часть В), и свободная часть (часть С). Ни в одной другой стране такого сочетания нет.
У каждой части — свои плюсы и минусы.
Часть А проверяется без участия человека — риск искажения минимален, ее легко перевести в компьютерную форму, и через пять минут знаешь результат. Можно дать задания из широкого спектра разделов, проверив знания значительной части школьной программы. И минус здесь один — так называемая «угадайка». Но опросы детей и в России, и в других странах показывают, что в «угадайку» играют немногие, — подавляющее большинство пытается решать задачи. Выбирая ответ, человек действует, опираясь на свои знания.
В российском контексте часть А — спасение для потенциальных двоечников. Предложив явно неправдоподобные варианты ответов, можно облегчить человеку выбор и не лишать его аттестата, а можно и наоборот: если ответы правдоподобные, так называемые дистракторы, то в игре в «угадайку» плохо подготовленный школьник наверняка проиграет. Часть А — это спасение еще и для плохо владеющих русским языком: правильный ответ им проще выбрать, чем написать.
Недостаток частей В и С — человеческий фактор при проверке (чтобы проверить часть В, компьютера тоже недостаточно, потому что, например, у правильного ответа «Петр Первый» много синонимов, есть фактор правописания, и все варианты предусмотреть невозможно). Сложность проверки части С в том, что ее должны одинаково оценивать эксперты от Владивостока до Калининграда, и обеспечить такую оценку — постоянная задача, которую Рособрнадзор решает и всегда будет решать. Но здесь можно выработать единые алгоритмы, а вот если часть С становится устной, то два экзаменатора вряд ли договорятся, как оценивать ребенка, отвечающего, например, на вопрос о роли в истории личности Сталина или Егора Гайдара.
Нужно ли дополнять ЕГЭ такими формами оценки школьников и абитуриентов, как сочинение и портфолио?
Думаю, в этом нет необходимости — слишком велики риски.
Сочинение предлагают сделать обязательным экзаменом, который дает или допуск к сдаче ЕГЭ, или дополнительные баллы. И в первом, и во втором случае мы вернемся к сюжетам, известным задолго до введения ЕГЭ. Снова будут издаваться брошюры «100 лучших сочинений», снова будут легко угадываться темы (если в этом году Лермонтову исполняется 200 лет, жди тему про Лермонтова). Вместо того чтобы начать с удовольствием читать классику, наши дети будут думать, как списать. Поэтому введение сочинения не решит задачу приобщения подрастающего поколения к классической литературе. Если вводить сочинение как допуск к ЕГЭ, то этот допуск будут получать все – как можно из-за сочинения не дать человеку аттестат? Тройку все равно поставят.
Что касается портфолио, то оно всегда есть и будет: ученик демонстрирует внеучебные достижения. Но стоит ли превращать его в дополнительные баллы ЕГЭ?
Будучи руководителем Рособрнадзора (2004-2008 годы), я спросил ректоров медицинских вузов, «заработает» ли в России такое портфолио, как справка о стаже работы в больнице. Они мне ответили: «Если справки будут давать льготы при поступлении, нам их принесут все!» В Великобритании такое портфолио успешно используется — ведь если человек подпишет фальшивую справку, он потеряет лицо. А у нас точно начнутся массовые фальсификации, и все их будут одобрять. Студентов Физтеха, которые писали ЕГЭ за школьников в 2011 году, жалела вся страна, а о том, что это было настоящим мошенничеством, никто не задумывался.
Болотов Виктор Александрович
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования