• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реформа педагогического образования станет частью комплексной программы обновления кадров

Проект Концепции поддержки развития педагогического образования, представленный на общественное обсуждение два месяца назад, не будет приниматься как отдельный документ, но его основные идеи войдут в Комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников. Почему было принято такое решение, объясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Изменения в педагогическом образовании назрели давно. Известно, что около 70 процентов педагогических вузов не вошли в число эффективных по результатам мониторинга Минобрнауки России, проведенного в позапрошлом году. Как бы мы ни относились к индикаторам этого мониторинга, он дал четкий сигнал, и после этого началась работа над Концепцией поддержки развития педагогического образования. Ее в основном одобрили и ведущие вузы, где готовят педагогов, и профессиональная общественность (например, идеи концепции были положительно оценены на расширенном заседании Комитета по образованию Госдумы).

Особое внимание стоит обратить на повышение престижа профессии учителя. В частности, предполагается разработка базового стандарта социальной поддержки молодых педагогов

Однако качество работы учителя, привлечение в профессию талантливой молодежи обусловлено не только качеством педагогического образования. В послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года президент РФ Владимир Путин сказал: «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью. Прошу подготовить комплексную программу обновления кадров для школ. Знаю, что Министерство образования этим уже занимается, включая развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей. Нужно завершать эту работу по подготовке этой программы».

Таким образом, возникла необходимость создания комплексной программы — ограничиться только реформой педагогического образования невозможно. И недавно в Минобрнауки России была сформирована комиссия, работающая по четырем направлениям: реализация профессионального стандарта работы педагога; развитие педагогического образования; внедрение эффективного контракта; повышение престижа профессии учителя. Подкомиссию по педагогическому образованию вместе с заместителем министра Александром Климовым предложили возглавить мне. Все ключевые предложения, разработанные при подготовке концепции поддержки развития педагогического образования, вошли в проект комплексной программы.

Другие направления работы не менее важны. Особое внимание стоит обратить на повышение престижа профессии учителя. В частности, предполагается разработка базового стандарта социальной поддержки молодых педагогов; создание рейтинга субъектов РФ по престижу профессии педагога; мониторинг и распространение лучших региональных практик поддержки учителей.

Записала Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ