Важно дать знак жителям дальних регионов, что не все решения принимаются в Москве
Минвостокразвития ждет децентрализация аппарата, сообщает газета «Коммерсантъ». У ведомства будет создано три офиса — во Владивостоке, Хабаровске и Москве. Для чего понадобились такие изменения, рассуждает научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Игорь Макаров.
Децентрализация министерства является логичным продолжением изменений, происходящих в российской государственной политике по развитию Дальнего Востока в последние несколько месяцев.
За почти два года существования министерства единственным значимым результатом его деятельности стала подготовка государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Программа, ориентированная на массированные государственные инвестиции в инфраструктуру, подверглась критике со стороны большей части экспертного сообщества, а после наводнения в Амурской области была фактически списана со счетов.
В октябре на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока принята новая модель развития региона. Она ориентирована на экспорт в страны АТР и привлечение иностранных инвестиций. Для этого предполагается организовать «территории опережающего развития», где для инвесторов будет создан льготный налоговый режим и упрощены административные процедуры.
С учетом новых задач, стоящих перед министерством, его децентрализацию легко объяснить: организовывать взаимодействие с инвесторами, региональными и местными властями на месте проще, чем из Москвы. Едва ли децентрализация может парализовать работу министерства: переход к новой модели дальневосточной политики все равно только начался, коллектив все еще формируется, а проходящее параллельно создание новых институтов развития, подчиненных министерству (Государственная корпорация «Дальний Восток», Агентство по привлечению инвестиций и Агентство по развитию человеческого капитала), в любом случае потребует изменений в механизмах его работы. Главное теперь, чтобы происходящая перестройка завершилась быстрее, и министерство смогло наконец сосредоточиться не на внутренних организационных процессах, а на выполнении своих непосредственных функций.
Создание офисов в Хабаровске и во Владивостоке несет не только управленческую, но и символическую функцию. И дело не только в том, чтобы подчеркнуть статус Хабаровска как столицы Дальневосточного федерального округа, а Владивостока — как «окна России в Азию». В условиях инфраструктурной оторванности и низкой мобильности населения Дальнего Востока важной задачей является преодоление чувства отчуждения, которое все шире распространяется среди жителей региона, и сокращение оттока из региона талантливой молодежи. Важно дать знак жителям соответствующих регионов, что не все решения принимаются в Москве, а построить карьеру можно и на своей малой родине. Лучшим способом доказать это является перенос в регион части столичных функций, а в перспективе и офисов госкорпораций. В начале февраля премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение проработать возможности такого переноса. Логично, что профильное министерство оказалось первым, в отношении которого такой шаг был предпринят.
Более подробно проблемы государственной политики развития Сибири и Дальнего Востока рассмотрены в докладе «К Великому океану, или новая глобализация России», подготовленном сотрудниками факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Его продолжение — доклад «К Великому океану-2, или рывок к Азии» — будет опубликовано до конца февраля 2014 года.