• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Многие рейтинги в образовании задают ложные ориентиры

24 декабря на заключительном в 2013 году семинаре Института образования ВШЭ обсуждались рейтинги и их роль в российском образовании. Эксперты пришли к выводу, что культура составления рейтингов в России пока оставляет желать много лучшего.

Любой рейтинг — это способ расстановки приоритетов заинтересованными лицами, считает исполнительный директор Центра социальных рейтингов РИА Новости Наталья Тюрина. Чем больше учебное заведение соответствует этим приоритетам, тем выше его место в рейтинге.

Один из самых давних примеров рейтингования в системе образования — опыт Новгородской области. Региональный комитет по образованию еще в 1990-е годы начал составлять рейтинги муниципальных органов управления образованием. Например, в числе критериев была доля детей, посещающих детские сады, и доля детей, охваченных дополнительным образованием. Естественно, муниципалитеты конкурировали за места повыше, и в результате сегодня, когда в соответствии с майским указом Владимира Путина регионы должны обеспечить детей и дошкольным, и дополнительным образованием, в Новгородской области эти требования практически выполнены.

Обращаясь к рейтингам, люди надеются, что чем более высокое место занимает в них учебное заведение, тем лучше там образование. Получается, что учеба в школе, попавшей в топ рейтинга «500 школ России», который в этом году представляла вице-премьер Ольга Голодец, — предел мечтаний каждого ребенка и родителя. Однако на семинаре Института образования принципы составления подобных рейтингов жестко раскритиковали. В их основе — результаты ЕГЭ выпускников школ, но эти результаты связаны не только и не столько с работой учителей. Школы, попавшие в топ рейтинга, отбирают детей хорошо подготовленных, мотивированных, из обеспеченных семей, то есть имеющих возможность нанять репетиторов. Несмотря на это, федеральный пример оказался заразительным: по словам ведущего научного сотрудника Института образования ВШЭ Татьяны Мерцаловой, в этом году 43% региональных органа управления образованием разметили на своих сайтах составленные ими рейтинги школ. Главный критерий для ранжирования везде один: учебные достижения выпускников.

Большинство рейтингов, используемых сейчас в России, созданы непрофессионально, «кустарно» и задают ложные приоритеты для развития

Большинство рейтингов, используемых сейчас в России, созданы непрофессионально, «кустарно» и задают ложные приоритеты для развития, считает руководитель Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования Марк Агранович. Есть проблемы и с мониторингом эффективности вузов Минобрнауки России (это, по большому счету, тоже рейтинг), где, например, используется такой критерий, как соотношение учебных площадей и числа студентов. Измерение эффективности с помощью таких параметров стимулирует ректоров бросать все силы, например, на исправление соотношения площадей и студентов, забывая об остальном.

В дальнейшем возможно несколько путей развития рейтингов в России.

Первый путь связан с ростом количества «кустарных» рейтингов в регионах. На какое-то время они станут ориентирами для развития образования, «наказания невиновных и награждения непричастных», а потом утратят всякую значимость, успев дискредитировать само понятие «рейтинг».

Второй путь — появление качественных рейтингов, удовлетворяющих запросы разных групп потребителей. Для этого нужны большие исследовательские команды. Также необходимо повышать культуру использования рейтингов — в частности, объяснять управленцам особенности их применения.

Возможен и третий путь — появление на российском рынке международных команд разработчиков рейтингов. По словам Натальи Тюриной, уже сейчас некоторые из них проявляют к оценке российского образования большой интерес.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы

Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.

Вышка стала лидером в рейтинге вовлеченности аудитории на собственных ресурсах

Проект «Социальный навигатор» медиагруппы «Россия сегодня» и Brand Analytics представили линейку рейтингов результативности коммуникационных стратегий российских университетов. В число лидеров пилотного исследования вошли МГУ, НИУ ВШЭ, Томский политехнический университет, Уральский федеральный университет и другие вузы. Вышка стала лидером в рейтинге вовлеченности аудитории на собственных ресурсах, а также заняла второе место в рейтингах представленности в научно-популярных медиа, СМИ и соцмедиа.

Департамент интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ стал лучшим в рейтинге АКАР за 2020 год

Подразделение факультета коммуникаций, медиа и дизайна возглавило рейтинг российских кафедр, занимающихся подготовкой специалистов в области рекламы. Ежегодно его составляет Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), объединяющая более 200 участников рынка коммуникационных услуг.

НИУ ВШЭ занял рекордное 115-е место в мировом рейтинге RePEc

Рейтинг RePEc (Research Papers in Economics — «Исследовательские статьи по экономике») формируется на основе данных о публикационной активности в области экономики и смежных дисциплин. На протяжении последних лет Вышка устойчиво удерживает в нем первое место по России и продолжает поступательный рост в мировом рейтинге, опережая известные зарубежные университеты с многолетней историей. В последнем европейском рейтинге НИУ ВШЭ занял 46-е место, в мировом – 115-е (+4 позиции за месяц).

В топ-50 рейтинга экспертов в сфере международных отношений вошли 9 представителей Вышки

Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил рейтинг экспертов-международников. В него вошли 9 представителей НИУ ВШЭ, в том числе декан факультета мировой экономики и мировой политики Сергей Караганов, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований Тимофей Бордачев и профессор-исследователь Федор Лукьянов.

ВШЭ – самый авторитетный вуз среди молодежи в рейтинге влиятельности университетов RAEX

В новом рейтинге влиятельности университетов, опубликованном сегодня рейтинговым агентством RAEX, Вышка заняла третью позицию, став лидером по показателю авторитета среди молодежи и вторым вузом в России по влиянию на интернет-аудиторию.

НИУ ВШЭ занял первое место среди российских вузов по десяти предметам в рейтинге QS

В рейтинге QS World University Rankings by Faculty & Subject 2020 Высшая школа экономики представлена по 23 отраслям и предметам, что на 4 больше чем в прошлом году. ВШЭ вошла в 19 из 38 предметных рейтингов, в которых представлены отечественные университеты, и в 4 из 5 отраслей QS. ВШЭ вошел в топ-100 глобального списка по 5 предметам, в том числе впервые по «Истории» и «Социальной политики и управлению».

ВШЭ вошла в топ-3 рейтинга Интерфакса по программам госуправления

Высшая школа экономики вошла в тройку российских университетов, реализующих образовательные программы по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Рейтинг был опубликован исследовательской группой «Национальный рейтинг университетов «Интерфакс».

ВШЭ сохранила позиции в двух предметных рейтингах ТНЕ

ВШЭ представлена в двух предметных рейтингах ТНЕ: «Компьютерные науки» топ-400 и «Инженерные науки и технологии» группа 601-800.

ВШЭ вошла в топ-20 лучших вузов рейтинга QS EECA

ВШЭ улучшила прошлогодний результат на 6 позиций и заняла 17 место в рейтинге университетов из стран Европы с переходной экономикой и Центральной Азии.