Алексей Иванов рассказал о «горнозаводской цивилизации»
Видеозапись
В Высшей школе экономики Алексей Иванов выступал на следующий день после московской премьеры фильма «Географ глобус пропил», снятого по его одноименному роману. Вопросов о картине было, конечно, не избежать, но Иванов заметил только, что экранизация ему понравилась, и пригласил собравшихся самим посмотреть эту историю о «простом» человеке, который ищет счастья, но «не готов для этого идти по головам».
Центральной же темой разговора Алексея Иванова на встрече в ВШЭ, стала так называемая горнозаводская цивилизация. Иванов является автором нескольких романов и очерков об истории и самом феномене горнозаводского «государства», сложившегося благодаря появлению на Урале заводов, работавших на водобойных машинах. Эти заводы, производившие пушки, другое оружие и металл для них, были органично вписаны в горный уральский рельеф (водобойные машины функционировали, используя энергию горных озер и прудов). Но дело не только в технологии, которая «привязывала» завод к конкретному местоположению. Сам характер производства, его экономическая основа, образ жизни рабочих и их семей составляли особый для России цивилизационный феномен, в основе которого — ценность труда.
Первые горные заводы появились на Урале в 1699 году, и вскоре Петр I фактически передал один из двух действовавших заводов в собственность Никите Демидову. Это был первый опыт российской приватизации, который Алексей Иванов сравнил с тем, как проходила приватизация в 1990-х годах (Борис Ельцин ведь тоже был с Урала). Вообще в XVIII веке было три волны приватизации горных заводов, и редко когда они проходили удачно — новые собственники зачастую оказывались совершенно неэффективными. Государству приходилось выкупать заводы обратно, пока наконец не обнаруживался для них подходящий владелец.
Под трудом писатель имеет в виду далеко не только производство материальных благ. Яркими представителями горнозаводской культуры Иванов считает, например, писателя, общественного деятеля и политика Евгения Ройзмана и театрального режиссера Николая Коляду.
Следы горнозаводской цивилизации по-прежнему заметны на Урале. «Экологическая катастрофа Урала — это следствие индустриального мышления и труда как основной ценности», — заметил Алексей Иванов. А огромный промышленный город Екатеринбург он считает «абсолютным воплощением горного завода». Но как тип государственного и цивилизационного устройства горные заводы исчерпали себя во второй половине XIX века — с отменой крепостного права.
Дело в том, что крепостное право на Урале имело свои особенности — крепостные принадлежали не помещикам, а самим заводам, которые были своего рода государством в государстве. Как и солдаты в армии, крепостные могли получить вольную, отработав (отслужив) на заводе 25 лет. Но, даже освободившись, рабочие с завода никуда не уходили, а продолжали трудиться — потому что, как бы странно это ни звучало, ничего, кроме как трудиться, они не умели. Труд оставался их главной ценностью, а свобода — лишь проявлением статуса, как для современных олигархов — личные яхты и самолеты.
Горнозаводский социокультурный феномен иногда сопоставляют с протестантской этикой, в которой труд также занимает важнейшее место. Алексей Иванов напомнил, что первые инженеры на уральских заводах, в самом деле, были иностранцами, часто протестантами, и какое-то влияние на местных рабочих они могли оказать. Но на Урале было распространено и старообрядчество с его столь же уважительным отношением к труду и неприятием праздности.
Творческие люди, по мнению Евгения Ясина, станут основной движущей силой инновационной экономики, к которой Россия рано или поздно должна перейти.
Алексей Иванов достаточно жестко проводит черту между индустриальным обществом, подчиненным ценности труда, и постиндустриальным, подчиненным ценности потребления. Но использование им понятия «индустрия» вызывает некоторую путаницу. Во-первых, потому что промышленность, в том числе металлургическая, существует и на вполне равнинных территориях. Во-вторых, потому что под трудом писатель имеет в виду далеко не только производство материальных благ. Яркими представителями горнозаводской культуры Иванов считает, например, писателя, общественного деятеля и политика Евгения Ройзмана и театрального режиссера Николая Коляду.
Научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, который незадолго до встречи с Ивановым вернулся из поездки по Уралу, предложил слово «труд» заменить на другое — «творчество». Именно творчество, то есть способность и желание придумывать и создавать что-то новое в самых разных сферах деятельности и получать удовольствие от труда, характеризует и уральских мастеров, и деятельных людей в других регионах. Творческие люди, по мнению Евгения Ясина, станут основной движущей силой инновационной экономики, к которой Россия рано или поздно должна перейти.
Впрочем, Алексей Иванов еще раз подчеркнул, что горнозаводская цивилизация осталась в прошлом. Горнозаводские мастера не мыслили экономическими категориями и не особенно задумывались о технологическом развитии: «Машины для них были способом «исцелить» завод от «недуга». Уральские мастера не сторонники прогресса, они ничего не изобретали — они приспосабливали».
Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ
Фото Павла Ососова