Лекторы ВШЭ рассказали о тенденциях в искусстве и дизайне
Видеозапись
3 октября в рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу», в Мультимедиа Арт музее преподаватели факультета дизайна НИУ ВШЭ Александр Острогорский и Егор Ларичев рассказали, как современное искусство и дизайн изменяют действительность.
Современное искусство, сформировавшись на рубеже 1960-1970-х годов, сегодня интегрировано во многие социальные процессы в жизни общества, отметил Егор Ларичев. Большая часть современного искусства ориентируется на запросы рынка, в этом смысле «галерейный бизнес» по-своему устройству очень похож на все другие бизнесы. Степень свободы художника, заключившего контракт с галереей, зависит от ее политики. Более свободная форма сотрудничества и менее финансируемая, полагает Ларичев, существует, когда в лице заказчика художественного произведения выступают государственные культурные учреждения, различные фонды и биеннале. Например, в павильоне Великобритании на Венецианской биеннале 2013 года британский художник Джереми Деллер изобразил во всю стену «портрет» редкой птицы лунь с Range Rover (машина королевской семьи) в лапах. Охотится на эту птицу в Англии категорически запрещено, но в 2007 году принц Гарри с приятелем якобы подстрелили редкую особь и остались безнаказанными. Таким образом, птица с картины Деллера мстит королевской семье. Другое творение британского художника — известный социалистический деятель поздневикторианской Англии Уильям Моррис встает из воды, подобно колоссу, и швыряет яхту Романа Абрамовича. Предыстория картины в следующем: на одной из прошлых биеннале пресловутая яхта загородила простым смертным вид на лагуну и лишила их части набережной. Джереми Деллер разместил Морриса на фоне российских ваучеров и денежных знаков 1990-х годов.
Большая часть современного искусства ориентируется на запросы рынка, в этом смысле «галерейный бизнес» по-своему устройству очень похож на все другие бизнесы. Степень свободы художника, заключившего контракт с галереей, зависит от ее политики.
Свободное искусство, отрицающее всякие институции, сегодня получило широкое распространение на улицах городов. Скандально известный английский андеграундный художник граффити Бэнкси начал рисовать еще в 1990-е годы. Очень скоро его остросоциальные рисунки стали популярны не только в Англии, но и во всем мире. Творчество Бенкси — протест против военных действий и разлиных проявлений капитализма и империализма. Художник до сих пор сохраняет анонимность и скрывается от полиции. Руку Харольда Негели, творившего на улицах Цюриха в конце 1970-х, знает каждый швейцарский искусствовед. Оружием художника против насилия, мещанства и обезличенности города был пульверизатор с черной краской. Бежав от преследования городских властей, Харольд Негели продолжает свое творчество в Германии. Интересно, что в 1995 году нарисованную художником на стене Цюрихского университета «Ундину» отреставрировали на деньги из городского бюджета, признав ее художественную ценность. «Современное искусство — это индикатор процессов, происходящих в жизни общества, через восприятие художника мы можем увидеть будущее», — считает Егор Ларичев.
Александр Острогорский продемонстрировал дипломные проекты студентов зарубежных университетов и рассказал о мировых тенденциях в области дизайна. Некоторое время назад главным заказчиком дизайна было производство, сегодня в роли заказчика все чаще выступает общество. Именно оно создает те ниши, которые дизайнер может заполнить, полагаясь на свой вкус. Иная тенденция заключается в переносе главного внимания дизайнеров от объектов к среде, к осмыслению среды, в которой помещен объект. Современные дизайнеры все чаще сосредотачиваются на удобстве использования их работ. Примером может служить проект путеводителя по системе здравоохранения США. С точки зрения использованных материалов здесь нет ничего нового, главный вопрос заключается в том, будет ли путеводитель понятен и удобен. Таким образом, для дизайнера становится важным не столько навык работы с какими-то инструментами и материалами, сколько знания в области психологии, социологии и истории.
Открытым остался вопрос о том, какие тенденции в области дизайна наблюдаются в России. Ответ на него, считает Александр Острогорский, дадут своим творчеством студенты факультета дизайна НИУ ВШЭ, а также все начинающие дизайнеры России.
Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука