Лекторий ВШЭ продолжает свою работу в музеях Москвы
Видеозапись
Первым музеем, принявшим у себя Вышку, стал музей Востока. 26 сентября заведующий отделением востоковедения ВШЭ Алексей Маслов открыл «музейные четверги», прочитав лекцию «Вечное противостояние: Европа и национализм в Китае».
В Европе китайское государство долгое время считалось отсталым, однако сегодня западный мир вынужден признать превосходство экономики Китая. Причину стабильности и роста в Поднебесной многие ищут в демографическом факторе, кто-то пытается рассуждать о заговорах, а некоторые полагают, что главная причина — в мистической китайской культуре. Алексей Маслов объясняет мощь Китая тремя факторами, которые были присущи стране всегда. «Все ответы, касающееся будущего страны, необходимо искать в ее истории», — считает профессор.
К первому фактору востоковед отнес совершенно иную, нежели в Европе, модель социально-экономического развития. До XVIII века, как полагает профессор, Китай был значительно более развитым государством, чем европейский мир. К XV веку в Поднебесной уже существовала точная система учета и контроля производства, в то время как крупные европейские компании лишь к XIX веку начинают осваивать систему учета. Многие китайские корпорации, процветающие сегодня, ведут свою историю с XII века. IХ веком датируется появление первых китайских династических гильдий (закрытые корпорации, сохраняющие тайну своего производства внутри семьи). В Европе же появление крупных компаний связано с индустриальной революцией. Как следствие разделение труда и активное использование наемных рабочих в Китае возникло значительно раньше, чем в Европе.
Первые профессиональные менеджеры, люди с особыми организаторскими способностями, также появились в Китае. В отличие от европейских феодалов, которые делили землю при помощи силы, владельцем земли в Китае всегда было государство, а устойчивость капитала обеспечивалась за счет свободной торговли. Массированный экспорт «популярного» товара (чай, шелк, фарфор) давал населению рабочие места. В то время как экспорт из Европы практически не производился. Интересно, что свое отставание просвещенная Европа вполне осознавала. Так на заседании Уэльского общества в 1753 году один из докладчиков отметил: «Надо приблизить тот день, когда Уэльс смог бы процветать, как Китай». Экономическое отставание Европы усугублялась вспыхивающими эпидемиями и терзавшими Европу религиозными войнами.
Иная модель религиозной жизни — второй фактор устойчивости Китая. «Создание института церкви привело Европу к коллапсу», — считает профессор. Пока европейский мир «горел» в пожаре религиозных войн, отвлекая население от производства прибавочного продукта, толерантный Китай спокойно продолжал свое развитие. Основная проблема христианства — поиск истины и желание ее проповедовать. Истина в понимании китайца исходит от личного Учителя, а не от института церкви. В Китае религиозные деятели и торговцы не допускались к участию в конкурсе на замещение государственных должностей. Европейскими государствами, как правило, управляла религиозная элита, а о противостоянии королей и кардиналов написано множество книг.
Пока европейский мир «горел» в пожаре религиозных войн, отвлекая население от производства прибавочного продукта, толерантный Китай спокойно продолжал свое развитие. Основная проблема христианства — поиск истины и желание ее проповедовать. Истина в понимании китайца исходит от личного Учителя, а не от института церкви. В Китае религиозные деятели и торговцы не допускались к участию в конкурсе на замещение государственных должностей.
Третий фактор китайской стабильности Алексей Маслов видит в развитой модели поддержания дискуссии в обществе. Долгое время считалось, что Китай — жесткое монархическое государство, в котором никто не имел права голоса. Однако это не так. Созданные в Китае академии (самая известная Ханьлинь, VII век), принимали любую критику в адрес государства. Таким образом, интеллектуальная свобода мысли позволяла китайской элите совершенствовать себя и общество. В Европе большинство протестов сводилось к желанию изменить существующий государственный строй, так как критика существующей власти жестко подавлялась.
С приходом на территорию Поднебесной европейцев в ХIХ веке лидирующий по всем показателям Китай проиграл за 30 лет все. Китай получил европейскую модель развития. Однако ни европейская, ни, позже, советская модель развития китайцам не подошла. Сегодня Китай вернулся к своей традиционной модели экономического развития и активно набирает обороты. «Китайская мечта» на сегодня сформулирована председателем КНР, генеральным секретарем ЦК компартии Китая Си Цзиньпином: вернуть мировое влияние Китая, которое было утрачено с приходом европейцев. Роковая ошибка Поднебесной, по мнению Алексея Маслова, заключалась в заносчивом отношении к внешнему миру. Слабая армия и отсутствие концепции внешней защиты сделало возможным захват Китая европейцами. «Европа перестает быть европейской из-за массовой эмиграции, в то время как Китай не утрачивает свою культуру. Сегодня европейской экономике и культуре нечего противопоставить Китаю», — подытожил лекцию Алексей Маслов.
Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука