• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекции ВШЭ в Парке Горького продолжаются

10 июня в открытом кинотеатре «Пионер» преподаватель кафедры цивилизационного развития Востока ВШЭ Максим Гамалей рассказал о влиянии самураев на японскую культуру.

Как отметил Максим Гамалей, Япония сегодня — одно из самых миролюбивых государств в мире. В действующей конституции Страны Восходящего Солнца запрещено иметь армию, и в целом Япония позиционирует себя как страну, которая отказывается от использования военной силы в качестве способа решения международных споров. Однако в VI веке, во времена становления японского государства, именно военные захваты и, следовательно, культ силы сформировали особое отношение к людям, владеющим этой силой.

В VIII веке в Японии складывается сложная система землевладения, а верховным собственником всей земли становится японский император. Тем не менее, в законодательстве древней Японии сохраняется норма, позволяющая передавать в частную собственность целинные земли тем, кто их освоил. Освоение земель постепенно формирует довольно крупные земельные владения и приводит к необходимости их защиты от посягательств соседей и жаждущих реванша аборигенных племен. Среди владельцев земельных угодий формируются самурайские дружины, а на их основе впервые в Японии возникают так называемые военные дома. Различия между влиятельными военными домами на Западе и Востоке страны определялись степенью приближенности к аристократии и императорскому двору.

К своей борьбе за влияние и власть аристократы начинают привлекать отряды провинциальных самураев. При дворе этих новичков называли «восточными варварами» — за низкий уровень образования (не многие из них умели писать) и отсутствие утонченности.

Императорский двор, представители родовой аристократии, рассказал Максим Гамалей, в тот период были основными носителями культуры. Аристократы постепенно стали терять интерес к политическому управлению, контролю над сбором налогов и вообще к экономической деятельности. Их все больше увлекало стихосложение, живопись, паломничества к святым местам, при том что накал политической борьбы при дворе императора не утихал. К своей борьбе за влияние и власть аристократы начинают привлекать отряды провинциальных самураев. При дворе этих новичков называли «восточными варварами» — за низкий уровень образования (не многие из них умели писать) и отсутствие утонченности. Со временем самураи, втянутые во внутриполитические конфликты, начинают получать различные придворные ранги, что повышало их значимость в социально-политической структуре. Так, постепенно, элита самурайского сословия начинает входить в политическую элиту японского государства. Началом выделения самураев как «особого сословия» обычно принято считать период правления в Японии феодального дома Минамото (1192—1333). Предшествовавшая этому затяжная и кровопролитная гражданская война между феодальными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сегуната — правления самурайского сословия с верховным военачальником (сегуном) во главе.

К этому времени сложились и устои неписаного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь воина» («Бусидо»). Данное учение стало настолько важным в японской культуре, что в XVII столетии на его основе формируется целый ряд различных морально-этических норм, регулирующих жизнь других сословий Японии. Так, например, на основании «Бусидо» формируется «путь торговца» и многое из того, что сегодня мы называем особым японским менеджментом. Возникшее под влиянием самурайской культуры религиозно-философское направление восточно-азиатского буддизма дзен-буддизм сегодня является одной из визитных карточек Японии.

Самураи фактически сформировали сознание японской нации как таковой и объединили свой народ, отметил Максим Гамалей. Примерно до XIV-XVI веков Япония представляла собой совокупность изолированных сообществ, каждое из которых развивалось достаточно обособленно. С XIV века именно при активном участии самураев японцы начинают осознавать себя единым обществом.

 

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ