«Не нужно стыдиться ссылаться на Маркса»
Лекция была приурочена к нескольким знаменательным датам, связанным с именем Карла Маркса — в 2013 исполняется 195 лет со дня рождения ученого и 130 — со дня смерти, 165 лет со дня издания «Манифеста коммунистической партии» и 136 — со дня публикации «Капитала», книги, перевернувшей ход мировой истории.
Свое выступление Евгений Ясин начал с цитаты из Льва Троцкого: «чем глубже социальный переворот... тем большие разрушения он совершает... гражданская война вредна для хозяйства. Но ставить это в счет советской системе хозяйства — то же самое, что ставить в вину новому человеческому существу родовые муки матери, произведшей его на свет». Анализ деятельности Карла Маркса необходимо начать с изучения эпохи, в которую родился ученый — в 1818 году в Европе было неспокойно после Великой французской революции и Наполеоновских войн, не могли не повлиять на деятельность Маркса и революционные события 1848 года. Сама обстановка свидетельствовала о необходимости делать радикальные выводы и предпринимать решительные меры. Экономический подъем, наблюдавшийся с 1820 по 1870 годы в Европе, привел Маркса к выводу о том, что экономика является ведущим фактором развития. Тезис марксизма о том, что развитие производственных сил влияет на производственные отношения, Ясин сравнил с работами современных институционалистов (заменяющих термин «производственные отношения» понятием «институты»), что свидетельствует о преемственности и освоении идей марксизма другими течениями экономической науки.
Тем не менее, не все положения марксизма должны быть реципированы. Так, Ясин отметил недостатки формационной теории Маркса — она пригодна только для Европы и все, что не соответствовало данной теории, марксистами в обобщенном виде отсылалось к «азиатскому типу производства», между тем даже в самой Европе некоторые положения теории (например, об обязательности «прохождения» каждым государством рабовладельческой формации) не соответствовали действительности.
Как отметил Ясин, переходя к недостаткам марксистской системы, «выводы Маркса — это научное достижение, а не молитвенная книга, их можно и нужно развивать». Так, в большинстве своем марксисты продолжают настаивать на трудовой теории стоимости, в соответствии с которой стоимость товара зависит только от труда, необходимого для его производства, в то время как большинство современных экономистов (в том числе и сам Ясин, по его словам, после прочтения работ Леонида Витальевича Канторовича) придерживаются теории предельной полезности.
Вторым недостатком марксизма является его отношение к государству исключительно как к «машине, обслуживающей правящий класс» — теория обостряющегося кризиса буржуазного государства считалась непреложной истиной. Буржуазному государству марксистами было «отказано» в возможности осуществлять синтез общественных интересов — тем не менее, рабочему движению в Великобритании удалось добиться больших позитивных результатов без разрушительной вооруженной борьбы. Поэтому тезис об «очевидном» отмирании государства после свержения буржуазии также разбился о действительность, поскольку «у централизации и монополизации всегда есть пределы».
Но самой драматичной ошибкой Маркса Ясин считает его тезис о необходимости разрушения рыночной модели экономики. «Чистая» модель всеобщего равенства невозможна, Ясин приводит в качестве примера современный социалистический Китай, в котором иерархия феодалов сменилась сначала иерархией бюрократов, а сейчас — иерархией внутри Коммунистической партии Китая. Модели, построенные на отношениях господства и подчинения, уступают рыночной «сетевой» модели, которой присуще формальное равенство сторон при заключении сделки — все наиболее впечатляющие достижения, по мнению Ясина, были сделаны в обществах с рыночной экономикой и верховенством права.
В некоторых своих работах Маркс выступал не как видный ученый, на которого «не должно быть стыдно ссылаться», а как «пророк» особой «светской религии», и сыграл в этом качестве значительную роль для нашей страны, однако Россия, как нам известно, все же вернулась к рыночной модели экономики (причем последняя, по мнению Ясина, возникла не в 1991 году, а еще в эпоху реформ Александра III). И в данный момент, располагая значительным потенциалом и строя свое производство на основе рыночной экономики, наша страна сможет достичь высокого уровня благосостояния.
Отвечая на вопросы слушателей, Ясин также отметил, что не стоит считать классы главным «двигателем развития» общества — современное общество состоит скорее из «групп интересов», которые, в большинстве случаев, «привыкают» жить вместе. Современные кризисы в обществе Ясин считает не показателем регресса, а естественным проявлением экономического процесса и перехода от индустриальной к инновационной стадии развития общества. В ответе на вопрос о развитии исламских государств, Ясин сказал, что исламская культура менее восприимчива к инновациям, хотя, в общем, процессы в исламских государствах идут те же, что и в западных. Идейная конкуренция, всегда способствует развитию, поэтому в завершение беседы Ясин посоветовал читать как можно больше разнообразной литературы и изучать взгляды различных видных ученых, хотя Маркс, безусловно, также один из них, и его теории по-прежнему заслуживают внимания.
Мария Глазырина, студентка второго курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ