Концерт только начинается
Удивительный человек, перед глазами которого прошел весь XX век, он продолжает заниматься тем, что делал всю свою жизнь, — играет на рояле и выступает перед публикой. И работает в режиме, который выдержит не всякий молодой музыкант, — Давид Михайлович дает около пятидесяти концертов в год. Чтобы поддерживать себя в форме, он ежедневно занимается по 1,5—2 часа и ведет самый активный образ жизни.
В сентябре прошлого года Давид Михайлович отметил и другой юбилей — 80-летие концертной деятельности. Трудно даже вообразить, сколько людей побывало на его выступлениях за все это время! Сотрудникам и студентам Вышки посчастливилось услышать Давида Михайловича в этот знаменательный для него концертный сезон, в канун его векового юбилея.
В жизни Давида Михайловича было место и славе, и всеобщему признанию. Но в ней немало и трагических страниц. Окончив Киевскую консерваторию по классу фортепиано в 1932 году, он был призван на военную службу и проходил ее в Москве, в симфоническом оркестре Центрального Дома Красной Армии. Следующие десять лет он провел на Дальнем Востоке: сначала работал на Камчатке в местном радиокомитете, в 1937 году был арестован, спустя два года реабилитирован, в 1942 году мобилизован и до конца войны прослужил мичманом на Тихоокеанском флоте.
После войны Давид Михайлович вернулся в Москву, где и началась его блистательная карьера, — но не солирующего пианиста, а концертмейстера. В это время он объездил весь Советский Союз, выступая вместе со звездами оперной сцены: Иваном Козловским, Сергеем Лемешевым, Марией Максаковой, Валерией Барсовой, Леокадией Масленниковой... Он был одним из лучших концертмейстеров Большого театра, и артисты, однажды поработавшие с Лернером, всегда неизменно возвращались к нему.
Только в последние годы Давид Михайлович начал давать сольные концерты. Впрочем, выступает он снова не один, а с супругой — Галиной Павловной Богородицкой, которая везде сопровождает мужа и ведет его концерты.
И вот музыкант выходит на сцену. В репертуаре пианиста — сочинения из «золотого фонда» фортепианной музыки: сонаты Бетховена, полонезы и вальсы Шопена, пьесы Рахманинова. Кажутся невероятными его беглость пальцев и память: инвалид по зрению, Давид Михайлович неважно видит, а потому и в ноты уже давно не смотрит — все играет по памяти!
Давид Лернер |
Откуда такая мощь? Откуда столько энергии и жизнелюбия? Хотелось бы знать верное средство. А пока остается пожелать удивительному человеку и великому музыканту Давиду Лернеру такой же активной творческой жизни еще на долгие годы. И пригласить его отметить свой очередной юбилей в Высшей школе экономики лет этак через десять.
Марина Лебедь
Фото Людмилы Мезенцевой