Школа сакральна своей секулярностью
Публичные, иначе говоря, открытые лекции проходят по четвергам в московском клубе «Билингва», славящемся своими собраниями интеллектуальной элиты. Актуальные вопросы, еще способные возбудить мозг мыслящих граждан, обсуждаются здесь за чашками кофе или чая, и даже, если кто захочет вступить в дискуссию за кружкой пива, ему тоже не отказывают. И хотя слушателем может стать абсолютно любой, приходят, как правило, наиболее заинтересованные в теме и искушенные в знаниях.
На этот раз разговор шел о школе как институте и центре формирования идентичности. Заинтересованных собралось около 100 человек. Многие из них представлялись как «работники образования», не уточняя однако ни собственных должностей, ни даже учреждений этого образования, работниками которого они себя считают.
Профессор Даниил Александров 1) читает лекции не только в Вышке; 2) не только читает лекции. Он также является заведующим Научно-учебной лабораторией социологии образования и науки Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ и директором Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники». В среде коллег-ученых Александров «известен своей склонностью как к теоретической рефлексии, так и к полевым исследованиям».
Лекция «Школа как место национальной сборки» также была разделена на две части. Первая — теоретическая, приравненная в данном случае к исторической (откуда есть пошла школа), а, по словам самого лектора, это просто «теория, поддержанная историей». Вторая — «практика», или результат осмысления полевой области.
В двух аспектах обсуждалась в лекции и сама проблема «национальной сборки» на основе школы. Аспект исторический — как в Европе сложилась школа как институт (у)правления и создания государства. Современный аспект — какова роль института школы сегодня в России с точки зрения возможности консолидации общества.
Современная школа рассматривалась исключительно с нетрадиционной точки зрения. Лектор буквально взывал к публике: «Только не спрашивайте меня про ЕГЭ!»
Источником вдохновения для Даниила Александровича послужили работы интеллектуала из прошлого Мишеля Фуко и беседы с интеллектуалом-современником Дмитрием Ицковичем, другом и по совместительству главным идеологом и редактором Polit.ru и издательства «О.Г.И.». Вкратце суть их бесед сводилась к следующему:
— Коротко, в три фразы, скажи, что такое образование?
— Ты хочешь сказать, что школа — это институт легитимного, символического насилия?
Что же есть современная школа?
По Александрову — это:
- Пространство вторичной социализации (первична семья, и порядок рождения детей в семье гораздо важнее, чем многое другое в детской жизни);
- Борьба, творение социальных отношений в непрерывной борьбе инициативы и подчинения (ибо так вообще устроено общество);
- Основной и последний государственный институт свободы и подчинения (та самая диалектика, на которой держится и школа, и общество);
- Главный инструмент создания единой нации (которая никогда не создается без насилия);
- Место, где человек проводит в среднем 15–25 тысяч часов (подсчитано социологами);
- Последний институт насилия, который обладает легитимностью (ребенок не хочет учиться, он хочет гулять, играть, быть с мамой);
- Универсальный механизм формирования мостов между богатыми и бедными;
- Точка пересечения трех важных сфер: общественно-государственной, общинной и личной (семейной, домохозяйственной);
- Некая бюрократическая машина, которая проникает в жизнь каждой социальной общности (это единственный прочный общественный договор, который существует у нас в стране, все согласны, что должна быть школа, которая есть абсолютно бесспорный институт);
- Одна из прочных основ муниципального устройства России;
- Генератор социального капитала;
- Центральная сила, организующая моральное единство сообщества, которое достигается через ритуалы (так, в сельской местности, к примеру, с согласия родителей школьники ухаживают за могилами учителей).
И все это замешано на том, что школа сакральна своей секулярностью.
Факты из истории
Школа возникает в тех государствах, которые называют полицейскими. И нужна она для того, чтобы сделать население прозрачным для государственного управления, ведь полиция, которая что-то делает и всё учитывает, она везде.
Основная «школьная» идея — нужно заботиться о населении, чтобы оно служило государству. В школе — ученики, в армии — солдаты. И обучение должно быть таково, чтобы моральные качества выросли внутри человека.
В России при Екатерине была создана комиссия по учреждению народных училищ, идея которых — универсальность, народность, обязательность.
Наполеон начинал с формирования корпуса учителей. Важно было учить детей, чтобы у ребенка был выбор — стать или республиканцем или монархистом. «Из всех политических вопросов образование для нас самое главное». Это слова Наполеона.
Во Франции и Германии школы формируют государственные идеи, в то время как в Англии и Америке — общинные. Общий знаменатель американских школ — воспитание национального характера.
В советское время школа была важным идеологическим инструментом.
Сейчас, когда все распалось, не на что опереться кроме школы.
Главная задача школы, чтобы ребенок (тот самый, который «отец взрослого») полюбил учиться, чтобы люди сами любили то, что является предметом образования.
Практически все сказанное профессором Даниилом Александровым вызвало одобрение и согласие публики, ведь она когда-то и сама училась в школе.
У школы действительно много функций, и одна из них, на первый взгляд, малоочевидная, но, пожалуй, как раз та, в которой и кроется сакраментальный смысл «места национальной сборки» — выборы депутатов и прочих «слуг народа» всегда проходят в школах. Что ж? Люди, граждане, привыкли туда ходить и отвыкать пока, судя по всему, не собираются…
Екатерина Березнер, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ