• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Культуре необходим менеджмент, а не руководство»

19 июня гостем очередной встречи из цикла семинаров научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина «Важнее, чем политика» стал театральный режиссер и актер Виктор Рыжаков.

В название темы встречи был вынесен вопрос «Нужно ли руководить культурой?».

Театральный режиссер и актер Виктор Рыжаков — лауреат множества российских и международных театральных премий и фестивалей, среди которых две «Золотые маски», три высших награды фестиваля «Новая драма». Он ставил спектакли на Камчатке и в Лос-Анджелесе, в Москве и Будапеште, в Театральном центре «Практика» и в Мастерской Петра Фоменко. Еще в 1993 году Виктор Рыжаков организовал первый фестиваль независимых театров «Театр в поисках театра». С тех пор он — один из лидеров театрального движения России. В прошлом году Рыжаков возглавил Театральный центр имени Мейерхольда, где инициировал несколько новых проектов, в которых отразилось его видение перспектив современного искусства.

Открывая встречу, ее ведущий, поэт Дмитрий Бак, констатировал, что театр меняется, «с ним что-то происходит». Что именно — еще не ясно. Внешне это, может быть, выражается в скандалах, окружающих репертуарный театр, для специалистов — как-то по-другому. Но несомненно, что это связано с изменениями в нашей жизни, повседневности, убеждениях.

Режиссер признался, что главный двигатель его творческой активности — конфликт с миром, в котором не работают человеческие законы. И продолжил стихами Пастернака 1919 года:

...Ступай к другим, уже написан Вертер.

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно — что жилы отворить.

«Все идеалы, которые я пытался найти в жизни, по которым пытался строить жизнь, со временем рушились, и остались только поэтические строчки. Поэтому для меня поэзия оставалась способом жить, — сказал Виктор Рыжаков. — И так я перестал бояться вещей, которые меня ранее страшили. Я сделал открытие, что время стоит на месте, оно не меняется — это я проношусь в этом времени. Так я понял, что можно не спешить. Театр — это способ остановить время. Когда зритель смотрит на сцену, у него иногда вдруг пропадает ощущение времени».

Рыжаков подчеркнул, что не отделяет театр и общество. Ему лишь кажется, что люди не очень хорошо ориентируются в жизни: школьные знания формируют некую стороннюю модель жизни. Это не те знания, которые позволят им построить свою жизнь. В результате — они не видят того, что происходит на улице, они словно живут в какой-то закодированной системе координат. «Я знаю, что как режиссер не смогу ничего открыть. Но театр — это игра, благодаря которой мы сможем открыть что-то новое для них».

По мнению режиссера, неверны традиционные представления о том, что режиссер должен уметь хорошо рассказать сюжет. В реальности сюжетов, как правило, нет: «вы ведь сидите и страдаете, или счастливы — независимо от того, что вокруг вас происходит». Поэтому в постановках Центра Мейерхольда, которые ставит Рыжаков, главная задача — не рассказать историю, а создать диалог со зрителем, включить его в эмоциональное русло постановки и вместе с ним, как с участником, пройти по нему. «Актеры спрашивают: как побороть волнение перед выходом на сцену? А зачем его бороть? Если я иду на свидание с девушкой и не волнуюсь, то зачем я иду? — рассуждает Рыжаков. — Когда-то Михаил Чехов так сформулировал секрет своего успеха: ''Выходя на сцену, я вызываю в себе безмерное чувство любви к сидящим в зале''. Если зритель уйдет взволнованным, то он не зря был в театре. Главное, чтобы он не ушел от нас в пустоту».

Режиссер воздал должное футболу (куда без него в середине июня 2012-го!): «Это как зеркало. Это не искусство, но это очень мощная игра, поскольку она отображает процессы, происходящее в жизни».

Отвечая на вопрос, значащийся в теме встречи, Виктор Рыжаков сказал, что культурой руководить не нужно и невозможно. Культуре необходим менеджмент, который правильно организует материальную сторону ее существования. Для этого тоже нужен талант, но это никак не связано с тем, что у нас принято понимать под «руководством культурой». И даже собственную роль режиссера он оценил скромно: «никогда не забываю, что в переводе с французского ''режиссер'' — это всего лишь организатор, устроитель».

Евгений Ясин, завершая встречу, сказал: «Мне перед началом очень много хотелось вам сказать о театре. Но по мере нашего разговора, это желание пропадало. А осталось одно — прийти к вам в театр и вместе с вами в качестве зрителя поучаствовать в постановке вашего спектакля».

 

Антон Светлов, специально для новостной службы портала ВШЭ