«Не дорого ценю я громкие права...»
17 апреля в Культурном центре Высшей школы экономики состоялась очередная встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная НИУ ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия». На этот раз гостем стал художественный руководитель театра «Сатирикон», народный артист России Константин Райкин.
Несмотря на то, что встреча не была творческой, Константин Райкин сразу сообщил, что к любому общению он относится как к выступлению перед зрителями. Видимо, поэтому рассуждения о нашей современной жизни, о состоянии культуры в стране перемежались декламацией стихов. «Я воодушевлен названием «Важнее, чем политика». Ведь вся жизнь — попытка доказать, что есть вещи важнее политики. Нас всячески убеждают, что ничего, кроме политики и нет… А у меня давно по этому поводу раздражение и желание игнорировать. Хотя полностью это сделать невозможно. И тем не менее, все самое главное — нечто, прекрасно независящее от политики», — считает гость встречи. И как бы в подтверждение Константин Райкин прочитал стихотворение одного из своих самых любимых поэтов Александра Пушкина «Из Пиндемонти», в котором есть строка, выбранная в качестве названия для встречи — «Не дорого ценю я громкие права...».
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспаривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, снова, слова, слова.
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать, для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья. —
Вот счастье! Вот права...
«Я так устал от этого скрипучего слова — кризис, — которое мы каждый день слышим сотни раз… Но есть любящие глаза, наступает весна, вокруг такие прекрасные девушки… Разве это все заставляет нас думать о кризисе? Это никак не зависит от того, кто кого выбрал, — рассуждает Константин Райкин. — Самое важное для меня то, что происходит на земле, в театре «Сатирикон». Есть смысл верить в то, что жизнь зависит от людей бескорыстных и творческих. Как сказал один замечательный поэт, «И землю жаворонок держит на нитке песенки своей». Я думаю, что этот жаворонок я. Мне выгодно так думать, это правильно так думать».
Счастье — это не станция назначения, а способ путешествия. У каждого человека есть много поводов для счастья. Есть вещи действительно важнее политики, и поэт это чувствует лучше других, считает Константин Райкин. У Давида Самойлова есть стихотворение «Пестель, поэт и Анна», в котором эта мысль сформулирована достаточно четко.
Человек ко всему привыкает, но в этой суете совершенно не участвует душа. «Когда бываешь в отпуске на море или в горах, то думаешь, как же повезло тем, кто здесь живет и может видеть эту красоту каждый день. Но в том-то и дело, что они мимо этого ходят как мимо фотообоев». Искусство же делает нашу жизнь ощутимей, оно поясняет нам, что жизнь прекрасна, или, наоборот, указывает на то, что есть рядом с нами плохого. Искусство действует, пока оно длится. Человек, сидя в театральном зале, сочувствует честному и доброму. Провинциальные театры нельзя закрывать хотя бы из-за этого. Из плохого театра можно сделать хороший, а из хорошего магазина или ночного клуба театр уже не получится. «Приезжая в какой-нибудь Мухославск, по поведению публики могу сказать, есть ли там театр. Это легко определяется по способности понимать русскую речь, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Театр оказывает влияние на состояние мозгов. Если театра нет, люди не понимают русской речи, даже если внимательно слушают, ведь сами они говорят на смеси мата и междометий».
На реплику ведущего встречи Дмитрия Бака о том, что в искусстве многое от политики, Константин Райкин реагирует так: «В этом нет противоречия. Важно понять, что театр не просто отражает происходящее, но и куда-то зовет. А любой спектакль хорош, если он связан с современностью, актуален. Надо помогать учреждениям культуры, образования, науки… Нам они нужны в первую очередь, а не армия и тяжелая промышленность».
Театр, по мнению Константина Райкина, — элитарное искусство, в театр ходит меньше десяти процентов населения. Но к искусству надо приобщать с детства, а разговоры о том, что «народ не поймет», надо отставить в сторону.
Наше общество гость встречи сравнил с первоклашками, которые дергают за косички одноклассниц, бьют друг друга портфелями, плюются промокашками… И никак не могут сосредоточиться и обратить внимание на наблюдающую за ними учительницу. Когда культура в загоне, «по улицам ходят толпы непуганых разгильдяев, а добросовестных людей совсем мало».
«Мы провели замечательный вечер, Константин Аркадьевич два часа держал аудиторию, — подытожил научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. — Культура — это не только искусство или отрасль экономики. Это настроение, ощущение, что ты входишь в резонанс с чем-то очень важным». Более важным, чем политика.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука