Европа до и после Лиссабона
Гастон Стронк рассказал о системе разделения властей в Европейском Союзе, а также о том, какими они станут после принятия Лиссабонского соглашения.
Ключом к пониманию функций и роли институтов власти, по словам г-на Стронка, является тот факт, что одни из них в Союзе представляют национальные интересы конкретных стран ЕС, другие же отстаивают общеевропейские ценности, иногда даже в ущерб национальным. Г-н Стронк упомянул четыре института, которые он считает главными: Европейский парламент, Совет ЕС, Европейская комиссия и Европейский совет, последний из которых формально не является институтом Евросоюза.
Европейский парламент совместно с Советом ЕС выполняет законодательные и бюджетные функции. Кроме того, Европарламент наделен правом роспуска Еврокомиссии, которым, впрочем, он еще ни разу не пользовался. Несмотря на то, что парламент представляет собой собрание из 785 представителей всех государств-членов ЕС, депутаты заседают не по национальному, а по партийному признаку. После выборов 2004 года коалиция Европейской народной партии и партии "Европейские демократы" обладает наибольшим количеством мандатов (284). Завершая краткий обзор функций Европейского парламента, г-н Стронк подчеркнул, что в принятии решений этот институт власти (совместно с Европейской комиссией) является противовесом Совету ЕС.
Европейский совет, состоящий из глав государств и правительств, по сути, является высшим политическим органом ЕС. Совет определяет стратегические направления развития и приоритеты во внешней политике. Кроме того, глава страны, председательствующей в ЕС, является официальным представителем Евросоюза на международной арене. В настоящее время президенты Европейского совета сменяются каждые 6 месяцев. "И хорошо, если председательствует, например, Франция, и президентом становится такой влиятельный политик, как Саркози, — сказал Гастон Стронк. — Но совсем скоро Францию сменит Чешская Республика, а за ней Швеция. Их лидеры не так влиятельны и известны".
Понятно, что России, да и другим государствам гораздо удобнее иметь дело с постоянным представителем, заметил посол. В связи с этим Лиссабонский договор, до сих пор не ратифицированный из-за позиции Ирландии, как раз должен узаконить подобного представителя. К основным преимуществам Европейского совета относится то, что помимо двух обязательных заседаний в год, совет может быть созван его президентом в любой момент, как это было, в частности, во время конфликта вокруг Южной Осетии и Абхазии. Все решения, принятые советом, строго обязательны для выполнения всеми государствами-членами ЕС.
Продолжая лекцию, г-н посол обратился к деятельности Совета ЕС, который, как уже говорилось выше, выполняет законодательные и бюджетные функции. Совет имеет право одобрить или отклонить практически любой правовой акт Европейского Союза. Совет представлен министрами правительств всех стран-членов ЕС. Именно в нем министры отстаивают национальные интересы своих стран во всех областях: экономике и финансах, защите окружающей среды, сельском хозяйстве и т.д. Г-н Стронк уделил особое внимание системе принятия решений в рамках совета.
В настоящее время любое из государств-членов ЕС имеет право вето в совете. В частности, договор о партнерстве между Россией и ЕС не мог быть заключен долгое время из-за позиции Польши. Однако после ратификации Лиссабонского соглашения ситуация в корне изменится. Каждая страна будет иметь определенное число голосов в совете в зависимости от количества жителей. Так, например, Германия (самая крупная по числу граждан — 82 млн. человек) будет иметь 29 голосов (16,7%) от общего числа голосов. Такой же коэффициент отведен для Франции, Великобритании и Италии. Далее следуют Испания, Польша, Румыния и остальные страны. Список замыкает Мальта, обладающая 3 голосами в совете. По новой системе любое решение может быть принято, если за него проголосуют 55% стран-членов с совокупной численностью населения 65% от общего числа населения ЕС. Г-н посол подчеркнул, что для России эта система была бы гораздо более предпочтительной, потому что ни Польша, ни прибалтийские республики не смогли бы блокировать подписание договора ни по отдельности, ни совместно.
Последним пунктом лекции г-на Стронка стала Европейская комиссия, которая отстаивает интересы ЕС как единого целого. Членами Еврокомиссии являются также представители всех стран-членов ЕС (всего 27 человек), однако делегаты ЕС не имеют права занимать какие-либо должности в правительстве или иных органах власти в своих странах. Г-н Стронк заметил, что на примере того, как выбираются члены Еврокомиссии, особенно хорошо видно, насколько связаны между собой главные институты ЕС. Кандидатура председателя Еврокомиссии предлагается Советом ЕС на утверждение Европарламенту. Затем Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели составляют предполагаемый состав Еврокомиссии, который позже должен быть одобрен Европарламентом. Европейская комиссия является высшим исполнительным органом ЕС, обеспечивает повседневную деятельность ЕС, выполнение основных договоров. Кроме того, комиссия обладает правом законодательной инициативы и после утверждения закона Советом ЕС контролирует его выполнение.
Завершая свою лекцию, г-н Стронк еще раз подчеркнул, что принятие Лиссабонского соглашения сделает распределение власти в Европейском Союзе более гармоничным и устранит проблемы с принятием решений, что заметно упростит переговоры между ЕС и другими государствами.
Анастасия Астахова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Виктории Силаевой