GR: секреты успеха
18 февраля в ГУ-ВШЭ состоялось очередное заседание научно-практического семинара Willard Hotel на тему "Черты эффективного лоббиста: психология спецслужб". Гость семинара — Юрий Кобаладзе, управляющий директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group, в прошлом генерал-майор СВР.
В начале семинара Юрий Кобаладзе отметил, что его настораживают слова "психология спецслужб" в названии встречи:
— Я надеюсь, что мне удалось преодолеть эту психологию. Вообще, любое доминирование корпоративных интересов (а спецслужбы более чем корпоративны) мешает в лоббизме.
Далее Кобаладзе отметил, что он проработал в СВР около 30 лет и все эти годы лоббировал интересы государства. За этот период был накоплен уникальный набор знаний, навыков и связей, который и сделал его столь эффективным лоббистом. "Качества, позволяющие стать успешным джиарщиком — особый дар; лоббирование — не теория, но практика, а в законе практику не пропишешь", — выразил свое отношение к закону о лоббизме Юрий Кобаладзе.
Основная часть семинара прошла в форме вопросов-ответов, и участники мероприятия в полной мере смогли оценить особый дар Юрия Кобаладзе мастерски владеть аудиторией. Встреча прошла очень живо, аудитория — преимущественно студенты ГУ-ВШЭ и МГИМО — активно участвовала в ведении беседы. Участников семинара интересовали практические вопросы продвижения интересов, а также качества и навыки, необходимые успешному специалисту по GR.
— Вы разделяете лоббизм на цивилизованный и нецивилизованный, можете охарактеризовать каждый из них?
— Основа лоббизма — знание людей. За время своей карьеры я узнал большинство людей во власти лично, от чего моя любовь к власти не увеличилась. Даже самый талантливый человек, самый образованный близко не откроет ту дверь, которую могу открыть я — в силу своего жизненного опыта, в силу практики. Мне это удается не потому, что я такой умный, а потому, что за мной накопленный опыт, практический багаж.
— То есть, вы говорите, что успешный лоббист — это наличие контактов, хорошее знание властных структур, а также умение находить подход к людям с разным бэкграундом. Мне кажется, вы обходите вниманием последнюю составляющую.
— Вы опять подводите меня к "психологии спецслужб"…
— По каким критериям Вы отбираете сотрудников?
— По уму.
— Здравый смысл главное?
— Вы у меня с языка сорвали! Также коммуникабельными должны быть. Помимо знаний и квалификации нужно Карнеги читать.
GR — это не та область, где можно начинать с нуля. Для начала необходимо набраться жизненного опыта. Я всем своим студентам говорю: начните с МИДа — научитесь работать с документами, общаться с людьми. Если журналистика — начните с ТАСС. Я безумно благодарен судьбе за то, что попал в ТАСС — школа и опыт потрясающие!
— А вы работали целенаправленно над развитием своих коммуникативных навыков или все получалось "само собой"?
— Есть навыки, которые позволяют лучше узнать человека. Например, почему женщины в разведке порой добивались фантастических результатов? Вот вы видите меня впервые, и если я попрошу вас меня оценить, вы будете поражены, насколько разными выйдут оценки. Мужчину в первую очередь интересует кто я, а женщину — какой я. Понимание этого момента принципиально важно в работе.
— Я продолжу вопрос: например, у вас завтра мероприятие, и вы знаете, что там будет Иван Иваныч, который вам нужен по бизнесу…
— Ясно. Он обречен, этот Иван Иваныч, если я знаю, что он там будет… Я буду самым несчастным человеком, если на этом приёме с ним не познакомлюсь.
— Познакомиться-то вы познакомитесь…
— Нет, вы знаете, познакомиться не всегда так просто. Особенно если это ИВАН ИВАНЫЧ. Так, в мою бытность журналистом в Англии, на каком-то мероприятии решил подойти познакомиться с Дагласом Хёрдом, бывшим в разные годы министром внутренних дел и министром иностранных дел Великобритании. Подошел, представился, на что Хёрд ответил: "Да, молодой человек, мне очень приятно с вами познакомиться, но я надеюсь, что это наша последняя встреча".
— Я хотел бы вернуться к вопросу. Все-таки, как вы будете выполнять "домашнюю работу" до того, как увидите Иван Иваныча?
— Конечно, соберу необходимую информацию — расспрошу всех; просмотрю справочники, где написано "who is who", особое внимание следует уделить хобби человека. Очень важно помимо карьерных вещей — его характер.
Отвечая на многочисленные вопросы об умении налаживать и поддерживать контакты, а также об искусстве управления собственными эмоциями, Юрий Кобаладзе отметил:
— Контакты нужно культивировать, хотя и не всегда на это хватает времени. С какими-то чиновниками складываются дружеские отношения, какие-то — противны, но контакт поддерживать приходится. Я буду жертвовать своими симпатиями и антипатиями, чтобы добиться цели. А универсального ответа на вопрос, как нужно поступать в каждом конкретном случае не существует.
— У вас, наверное, бывали ситуации, когда возникал конфликт с человеком, который через некоторое время оказывался вам нужен. Что вы делали в такой ситуации?
— Подходил, плакал у него на груди, говорил "прости, отец родной, я был не прав". А что делать?! Я, например, конфликтный человек, эмоциональный. Нет людей, которые нравились бы всем. Но, тем не менее, надо находить ключи. Я вынужден общаться с некоторыми людьми, которых органически не перевариваю.
Ближе к завершению встречи аудитория переключила внимание на текущую политическую ситуацию в России. Рассуждая на тему, Кобаладзе, в частности, отметил, что бизнес должен работать с любой властью. Хотя в последнее время, по его словам, условия для функционирования бизнеса не самые лучшие — настораживает давление чиновников. Дума превращается в институт по штамповке законов.
— В условиях "вертикальной демократии" легче или тяжелее лоббировать те или иные интересы?
— Если есть задача — ее нужно решать. Так что не могу сказать, что мне сегодня тяжелее или, наоборот, проще. Но как гражданина меня, например, угнетает ситуация, что нам навязывают кандидатуру президента… Меня оскорбляет отказ одного из кандидатов от участия в дебатах…
— Для вас важно, чьи интересы лоббировать — государства или бизнеса?
— Я отравлен госслужбой, но считаю, что интересы государства, интересы общества должны быть выше корпоративных интересов. А то, что делают чиновники, идет зачастую в ущерб государству. Во всем должен быть здравый смысл — защищая отрасль, ты не должен делать это в ущерб государству, нельзя противопоставлять интересы бизнеса и общества.
Артём Морозов, научный сотрудник журнала Lobbying.ru