5 тезисов для предпринимателей от Ричарда Кивела
Видеозапись лекции Ричарда Кивела
По мнению Ричарда Кивела, склонность к предпринимательству не относится к чертам, заложенным в человеке на генетическом уровне. Предпринимателем, уверен он, может стать каждый, а врожденная предрасположенность, так называемая коммерческая жилка — это миф. Что на самом деле важно, так это увлеченность какой-то сферой деятельности, желание совершить что-то полезное.
Не менее важно для предпринимателя умение привлечь в бизнес нужных людей. Даже когда команда уже сформирована, нужно находиться в поиске новых кадров, считает Ричард Кивел, потому что в бизнесе все зависит от коллектива. Кроме того, надо всегда собирать вокруг себя профессионалов уровнем выше, а не ниже, чем ты сам. «Это знает каждый хороший руководитель, ведь так поступали лидеры всех великих компаний», — сказал он. Плюс к этому нужно привлекать успешных профессионалов в качестве экспертов. Они тоже помогут вам выйти на новый уровень, отметил Кивел (кстати, привлечение экспертов в помощь молодым предпринимателям — одна из сфер работы Бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ).
Связи решают все — следующая неоспоримая, на взгляд Кивела, истина. Любые вопросы проще решать во взаимодействии с людьми, но если вы видите человека впервые, то он зачастую и слушать вас не будет. Поэтому начинайте строить свою сеть связей заранее. Значительно проще работать с теми людьми, которые вас знают, или хотя бы с теми, у кого с вами много общего. Один из лучших способов иметь что-то общее одновременно со многими успешными людьми — быть членом той же организации, что и они. «К примеру, Massachusetts Institute of Technology (MIT) Enterprise Forum. В этой организации состоят предприниматели, венчурные капиталисты, профессора, — сказал он, — несколько десятков тысяч преуспевающих людей по всему миру, которые будут готовы с вами общаться только потому, что вы тоже из MIT Enterprise Forum».
Начинать в бизнесе нужно с малого, считает Кивел. «Выберите узкую сферу, поднимитесь в ней, укрепитесь, затем захватите следующую, расположенную поблизости, — сказал он. — И так, все шире и шире. Так поступали великие компании вроде Apple и Virgin. Даже Facebook начинал свою работу в качестве узкого сообщества. Не нужно бежать впереди паровоза и пытаться начинать с выполнения любых услуг как таковых. Выберете четкое позиционирование и захватите нишу».
Есть у Ричарда Кивела и свой взгляд на предпринимательство в нашей стране. И это был пятый важный момент в его лекции. Сегодня, убежден Кивел, начинается лучшее время для того, чтобы делать что-то в России. «Мы на высшем государственном уровне начинаем наблюдать интерес к предпринимательской деятельности и поощрение людей, — сказал глава MIT Enterprise Forum. — Сейчас в стране действительно появилась необходимая для этого инфраструктура — вузы, поддерживающие предпринимательство, всевозможные конференции и сообщества, люди, желающие этим заниматься, венчурные инвесторы. Лучше времени вы не найдете».
Вместе с тем, Ричард Кивел и предостерег российских коллег от «шапкозакидательских амбиций». «Понятно, что многим хочется как можно быстрее выйти, скажем, на американский рынок, оказаться в Долине, стать вторым Google, — заметил Кивел. — Не торопитесь! Прежде чем двигаться на запад, позаботьтесь о защите своей интеллектуальной собственности и о прочных тылах. Освоив свой локальный и региональный рынок, вам будет гораздо комфортнее выходить в новую конкурентную среду».
Андрей Панферов