Мечты на свалке
Фильм, получивший призы зрительских симпатий четырех крупных международных кинофестивалей, включая Берлинале-2010 и Московский международный кинофестиваль 2010, рассказывает о том, как известный и вполне успешный художник Вик Мунис едет на самую большую мусорную свалку в мире — Жардим Грамашо, — расположенную на окраине Рио-де-Жанейро, чтобы сделать серию портретов людей, которые там работают и живут. Художник, сам эмигрировавший в США из Бразилии, планирует продать свои будущие работы на аукционе, а на вырученные деньги помочь хотя бы нескольким обитателям знаменитой свалки выбраться из нее или по крайней мере изменить свою жизнь к лучшему. Вику Мунису этот план вполне удался: все пять портретов были удачно проданы. Только за один из них на аукционе в Лондоне удалось выручить 50 000 фунтов стерлингов. Так что жанр фильма можно было бы назвать «рождественской сказкой», если бы его сюжет был выдуманным.
Герои фильма, называющие себя «катадорес», каждый день с огромными мешками в руках собирают и сортируют отходы бразильской столицы для последующей переработки. То, как они, рискуя жизнью, бросаются к грузовикам, подвозящим и вываливающим отходы огромного города, производит гнетущее впечатление. Истории их жизней похожи, каждого привела на свалку нищета, но никто из них не производит впечатления безнадежно опустившегося мизантропа или человека со «сломанной» судьбой. Перебирая горы гниющего мусора, они продолжают надеяться на другую жизнь: кто-то мечтает о настоящей любви, кто-то хочет собрать библиотеку из выброшенных книг и сделать ее доступной для обитателей свалки, кто-то видит целью своей жизни — дать своим детям образование и обеспечить им жизнь вне свалки.
Режиссер фильма Люси Уокер — восходящая звезда мировой кинодокументалистики — снимала фильм в течение трех лет, и ей удалось создать удивительные портреты людей, которых в современном мире принято считать маргиналами и изгоями. А они, в силу разных обстоятельств оказавшиеся на свалке жизни и в прямом и в переносном смысле, полны внутренней силы, доброты, чувства собственного достоинства и стойкости духа.
Общение с художником в процессе работы над портретами позволило обитателям свалки по-новому взглянуть на себя и свою жизнь. Безусловно, и для художника общение с группой «катадорес» не прошло бесследно. Рассказывая о себе, Вик Мунис вспоминает свои детские мечты о вещах, которыми он так хотел владеть и которые были ему совершенно недоступны. «Только спустя годы после эмиграции в Штаты, — говорит он, — после успеха моих картин, хороших заработков и огромных затрат на покупку ненужного хлама я переболел этой покупательской болезнью и понял, что человеку нужно совсем немного вещей, а то, что нам жизненно необходимо, вообще невозможно купить. И лучше мечтать, ничего не имея, чем иметь все и потерять способность мечтать».
Кстати, фильм «Свалка» включен в так называемый long list номинантов на премию Оскар американской киноакадемии 2011 года…
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ