Как быстренько написать песню
Чтобы представить Псоя Короленко тем, кто никогда не слышал его необычных песен, проще всего воспользоваться его же словами: «Хоть я и не являюсь постмодернистским автором в сущности, но имею с таким автором нечто общее: соединение элементов различных традиций и комбинирование различных жанровых и стилистических цитат». Добавьте к этому описанию неизменную мелодичность песен и стихов и столь же непременную «гармоху» — и в целом творческий портрет Павла Лиона будет готов.
Во время своей первой встречи со студентами Вышки три года назад Псой Короленко обстоятельно говорил об учительстве и ученичестве в литературном процессе. Развивая эту тему в начале встречи нынешней, он обратился... к эзотерике — понятии, которое в наши дни обросло множеством ложных, нелепых, а порой и попросту дремучих толкований. Между тем, считает Короленко, эзотерическая, сакральная, на личностном уровне связь между учителем и учеником, является «ферментом, необходимым для существования жанров и школ».
В эпоху постмодернизма и «эзотерики для всех» Псой Короленко предпочитает видеть себя не мистиком или гуру, а скорее ученым, осознающим потребность в игре, самоиронии, рефлексии. Ну а лучшими хранителями эзотерического знания и традиций в культуре были и остаются творческие цеха. Одним из них, по мнению гостя, может считаться и «Самое Т.О.» (полное название «Самое творческое объединение»).
— Ваша группа наследует замечательную и, как многие ошибочно думают, утерянную традицию литературных объединений, которые занимаются исследованием психологии художественного творчества и одновременно занимаются тем, что в философии называется «практикой», — сказал Псой Короленко, добавив, что ценит все социальные и художественные практики, связанные со стихотворением и песней, и не готов навешивать ярлыки на непопулярные у критиков поэтические и песенные жанры.
Он вспомнил, как, будучи участником одного из литературных объединений, прочитал свои стихи создателю знаменитого Школьного полифонического театра Юлию Халфину и услышал в ответ: «Поэт — хороший, стихи — плохие». Тогда же Павел Лион узнал, что нужно сделать, чтобы попасть в поэтический цех. Рецепт казался несложным: выучить несколько иностранных языков, чтобы уметь воспринимать европейскую поэзию в оригинальном контексте, и получить подлинное гуманитарное образование — в 1980-х годах его синонимом был филологический факультет МГУ. На деле же выходило, что поэзия не могла быть хобби: можно добывать себе хлеб насущный любой профессией, но поэзия всегда должна оставаться твоим главным делом.
Псой Короленко |
Но, как считает перформансист, ему удалось найти альтернативный путь в поэтический цех и при этом «не скатиться к халтуре». А помогло ему в этом критическое отношение к собственным стихам и отсутствие боязни быть спародированным, ведь «поэту необходима доля оскромнения». «Фигура скромности, даже нелепости, близка к тому, что в христианском богословии называется "кенозисом" — самоумалением Господним», — отметил Псой Короленко, проведя прямые параллели между современными поэтами и авторами песен и средневековыми трубадурами.
Разумеется, мастер-класс не мог обойтись без разговора о поэтических вкусах. Один из первых вопросов к гостю касался его оценки творчества Евгения Евтушенко: можно ли одного из самых ярких поэтов-шестидесятников назвать собственно поэтом? Псой Короленко ответил на этот провокационный вопрос утвердительно, подчеркнув, что поэта нельзя рассматривать в отрыве от эпохи и художественной реальности, в которой тому приходилось существовать. А Евтушенко «очень много сделал для своей эпохи, создал свой уникальный ритм, интонировку стиха и предложил интересные аллегории, часто изображая советскую реальность в виде западной».
Вообще же споры о вкусах Псой Короленко предпочитает избегать, так как они редко бывают комплиментарными, в большинстве случаев сводясь к обсуждению того, как плох тот или иной поэт. Если же вам говорят, что «не понимают» ваши стихи или песни, это означает лишь одно: они вашему собеседнику просто не нравятся.
— Вкус, работающий таким образом, мне кажется деструктивной вещью и для поэта, и для критика, и для ученого, и для гражданина, — сказал гость «Самого Т.О.». — Конечно, другой крайностью является бессмысленное всеприятие и всеядность, но это и так понятно, а вот об опасности чрезмерного негатива реже говорят.
Псой Короленко |
Ответив еще на несколько биографических вопросов и исполнив замечательную в своей философичности песню о неразделенной любви и сражении с Богом, написанную им в далеком уже детстве, Псой Короленко включился в заранее заявленную игру — «Как быстро написать песню». Но если с составлением первого куплета песни про разбойников студенты Вышки с помощью профессионала справились за несколько минут, то развить сюжет оказалось делом куда более трудным. Окончательно согласовать потенциальный хит коллектив авторов договорился уже в виртуальном пространстве. Ну а поклонникам Псоя Короленко и литературного объединения Вышки остается только дождаться официального релиза этой интригующей композиции.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова