Лекторий ВШЭ: взгляд на мир маркетолога
В летнем кинотеатре «Пионер» Константин Гаранин, эксперт Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ, рассказал о том, как создавать новые проекты, товары и услуги в эпоху цифрового общества.
В полтора часа лекции, которую он прочел 5 июня, Константин Гаранин попытался уложить восьмичасовой цикл лекций. Получилось очень насыщенно и очень интересно. Причем интересно не только для тех, кто собирается открывать новый бизнес или выпускать на рынок новый товар.
Кстати, по утверждению лектора, мы все — товар, а вот насколько ценный — это уже зависит от личностных качеств. Канувшие в Лету классики марксизма-ленинизма утверждали, что человек продает свой труд. Сегодняшняя реальность покупает наше время. А время бежит очень быстро, постоянно эту окружающую нас реальность изменяя, и тот, кто пренебрегает меняющейся действительностью, заранее обречен на провал. В бизнесе — точно. А скорее всего, и в жизни вообще.
Но что считать провалом? Сидеть у порога своего дома на берегу озера и слушать пение птиц, пренебрегая цифровым миром, — разве провал? Предпочесть ли жизнь онлайн жизни офлайн, каждый решает сам. Но цивилизация в целом уверенной поступью движется от вольной жизни на природе к большому городу. Мир становится урбанистическим, в городах живет больше 70% населения, именно они определяют и экономику, и движение общества.
Даже у нас, в России, где урбанистическое пространство похоже на лоскутное одеяло, где расстояние от одного города до другого в десятки раз больше, чем в Европе, люди постепенно стягиваются в мегаполисы, в города с населением свыше миллиона человек, чтобы влиться в эту новую экономику, в новую цивилизацию.
Малые города умирают, и этот процесс необратим. Сначала мы построили индустриальное общество, потом постиндустриальное — общество цифры, общество коммуникаций, общество смартфонов, которых скоро станет на планете больше, чем людей.
Современные гаджеты позволяют любому человеку продавать свое время и труд, становиться товаром, находясь на любом расстоянии от «центра цивилизации», главное — быть в сети, в центре коммуникаций
С другой стороны, современные гаджеты позволяют любому человеку продавать свое время и труд, становиться товаром, находясь на любом расстоянии от «центра цивилизации», главное — быть в сети, в центре коммуникаций. Ибо именно коммуникации стали «нашим всем». Это будущее, это дети, привыкшие к смартфону одновременно с соской, прирожденные коммуникаторы. Для них все проще, чем для пап и мам, и тем более — чем для бабушек с дедушками.
Изменения в реальной жизни происходят медленно, не то что в цифровой реальности, где быстро все: общение, игра, обучение без отрыва от общения и игры, работа без отрыва от всего остального, а потребление — без отрыва от работы.
И правда, нужны ли будут домостроительные комбинаты и швейные производства лет через десять, когда будут править бал 3D-принтеры? В Китае уже начали строить дома таким образом. Чтобы привлечь нового потребителя, нужны новые товары. Какими они будут, это уже зависит и будет зависеть в новом обществе от миллионов людей: они сами будут и заказчиками, и создателями, и маркетологами. В одном лице. Мы сами постоянно создаем этот мир, сами его изменяем, делая каждый день немного другим. Думая о чем-то по-другому, мы открываем новые точки роста, новые возможности для себя, для окружающего мира.
Чтобы приноровиться ко всему этому, научиться зарабатывать и потреблять, развивать и развиваться, все мы должны оставаться детьми с их способностью легко воспринимать постоянно изменяющийся мир, с потребностью познавать, осваивать, общаться, трудиться в коллективе, фантазировать, изобретать не только каверзы, но и что-то небывалое. И тогда мир сможет и дальше успешно создавать новые проекты, товары и услуги. По крайней мере, до возникновения какой-нибудь новой эпохи, эпохи постцифрового общества.
Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ