Резервы американской экономики
Виктор Супян сразу оговорился, что не собирается давать детальных прогнозов относительно будущего американской экономики, но попытается спрогнозировать в концептуальном плане возможность дальнейшего успешного развития американской модели.
По словам Виктора Супяна, формат текущего кризиса укладывается в рамки традиционного экономического цикла, а по основным макропоказателям он сопоставим скорее не с Великой депрессией, а с кризисом конца 1970-х — начала 1980-х годов, последствия которого были успешно преодолены администрацией Рональда Рейгана.
И все же нынешний кризис, рассказал В. Супян, имел специфические причины, наиболее важной из которых стало перепроизводство финансовых инструментов: рынок деривативов в США по некоторым оценкам достиг 65 триллионов долларов при объеме ВВП в 14 триллионов, а ипотечный бум при низкой процентной ставке сопровождался массовой выдачей кредитов. При дерегуляции всей финансовой системы, продолжил В. Супян, это приводило к выпуску ничем не обеспеченных облигаций, а соответствующие риски фактически перекладывались на других участников рынка. «Ипотечный пузырь», раздувавшийся в течение нескольких лет, в конце концов лопнул, что привело к обесценению облигаций и острому дефициту ликвидности. Помимо кредитного тромба, американская экономика столкнулась с еще одной проблемой — удорожанием цен на сырье.
Впрочем, как считает Виктор Супян, обвинить американские власти в бездействии в период кризиса нельзя. Еще в его начальной фазе был принят ряд законов, призванных изменить ситуацию в финансовой сфере. Затем был одобрен план тогдашнего министра финансов Генри Полсона ценою в 700 миллиардов долларов. Причем значительная часть этих средств пошла не на выкуп плохих долгов, а на частичную национализацию активов крупнейших компаний (при этом американское правительство всячески подчеркивало, что это исключительно временная мера). Все это время Федеральная резервная система снижала ставку рефинансирования, доведя ее практически до нуля.
Заступив на пост, администрация Барака Обамы закачала в экономику еще более 800 миллиардов долларов. Эти вливания стали беспрецедентными в американской истории. Для сравнения: антикризисные программы Франклина Рузвельта в начале 1930-х годов обошлись в 2% ВВП, в то время как один только пакет Обамы «потянул» более чем на 5% ВВП.
Почти половина средств направлена на реконструкцию и развитие инфраструктуры, 150 миллиардов планируется потратить на здравоохранение, около 100 миллиардов — на развитие фундаментальной науки. Оставшуюся часть составляют налоговые льготы, которые коснутся 98% американских семей и должны будут стимулировать потребительский спрос. Важной частью плана является также развитие «зеленых» технологий. Правда, как при таких вливаниях избежать инфляционного скачка, остается непонятным.
Каких же результатов ждет правительство США от этих стимулирующих мер? По прогнозу экономического совета при президенте США рост ВВП в текущем году составит 2,2%, а в 2010 — 6,6%. Однако Виктор Супян назвал такой рост «маловероятным», как и прогнозы снижения государственного долга США с рекордных за послевоенную историю 12,5% до 3% ВВП к 2012 году.
— Ввиду таких гигантских расходов бюджета раздаются голоса, что США отказываются от либеральной модели и что этот кризис вообще не циклический, — сказал Виктор Супян. — Но мне кажется, что говорить о кризисе американской экономической модели преждевременно. Ведь модель характеризуют вещи куда более глобальные, чем конъюнктурные движения государства в кризисных условиях.
По мнению Виктора Супяна, главными аргументами в данном случае являются модель предпринимательской деятельности и доля государственной собственности в экономике, а в этом плане серьезных и долгосрочных изменений не наблюдается, если не считать более жесткого контроля за рынком финансовых инструментов и повышения транспарентности финансовых компаний и институтов. Одним из главных вызовов для американской администрации будет кризис системы социального страхования. И хотя борьба с ним в любом случае означает увеличение доли социальных расходов государства, европейских масштабов она не примет. Против этого, уверен Виктор Супян, говорит сам американский менталитет, не принимающий активного вмешательства государства в экономику. Кроме того, корпорации в США часто выполняют ту же функцию социального обеспечения, которую в Европе берут на себя государства.
Заинтересованы США и в сохранении нынешней глобальной финансовой системы с долларом в качестве главной мировой резервной валюты, правда, не стоит забывать, что ключевым владельцем американских финансовых обязательств становится Китай. Отчасти поэтому Виктор Супян не считает госдолг большой угрозой для США: иностранные государства, охотно скупая американские казначейские обязательства, сами признают, что более надежных бумаг на финансовом рынке сейчас не существует.
Рост китайской экономики, а также экономик Индии, Бразилии и стран Юго-Восточной Азии приведет к тому, что в относительном и количественном выражении позиции США постепенно будут сокращаться. Однако, по прогнозу Виктора Супяна, лидирующее положение США по основным качественным показателям сохранится в течение ближайших 20–25 лет, даже если Китай опередит США по общему объему ВВП.
— Я бы сказал, что сейчас складывается новое мировое разделение труда, — продолжил Виктор Супян. — Да, обрабатывающая промышленность в Китае может расти и стать лидирующей, но это не коснется образования, науки и высоких технологий. Расходы на науку в Китае очень быстро растут, но она по-прежнему остается наукой второго эшелона и останется ей еще десятилетия. Кроме того, США занимают первое место в мире по производительности труда и фондоотдаче. Китай по этому показателю отстает от США в разы. А это показатель истинных возможностей экономики.
Если же добавить к этому высокий образовательный уровень трудоспособного населения и огромный запас природных ресурсов, можно предположить, что США из кризиса выйдут. «Резервы для этого есть огромные», — резюмировал Виктор Супян.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Супян Виктор Борисович