• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Зарабатывать деньги и исполнять общественную миссию"

Профессор ГУ-ВШЭ Александр Архангельский* — филолог, телеведущий, писатель, критик — рассказывает о том, как в свое время поступал в вуз, размышляет о специфике гуманитарной части ЕГЭ и проблемах журналистского ремесла.

— Александр Николаевич, в эти дни абитуриенты выбирают вузы, в которых будут учиться. У каждого свои приоритеты, множество различных обстоятельств влияет на их выбор. А как вы в свое время выбирали вуз?

— Я учился в Педагогическом институте имени Ленина, на факультете филологии. Это была судьба. Никаких связей, которые помогли бы мне попасть в престижные по тем временам вузы, у меня не было, и я пошел туда, куда реально мог поступить, и не жалею об этом. Во-первых, я получил достаточно свободного времени на академическое самообразование. Во-вторых, я встретил в Пединституте блестящих преподавателей, среди которых были Алексей Федорович Лосев и мой учитель Валентин Иванович Коровин, на кафедре которого я потом защищал диссертацию.

— Должен ли, на ваш взгляд, доступ к высшему образованию быть максимально открытым или будет разумнее создать на этом пути определенные барьеры?

— Я бы предпочел, чтобы на пути к собственно диплому были барьеры. Некоторое время я преподавал в Университете Женевы, и там после двух лет обучения студенты проходят очень жесткий отсев: если человек не тянет, он просто уходит из университета. Достаточно строгая система оценки знаний действует и в Вышке. И подобный подход мне кажется вполне адекватным, но шанс попробовать себя, поступить в вуз, естественно, нужно предоставлять всем.

— Многие считают, что ЕГЭ не позволяет адекватно оценивать уровень гуманитарной подготовки выпускников школ. Каково ваше отношение к этой проблеме?

— Я думаю, что сейчас надо думать не о том, как покрасноречивей обличить ЕГЭ, а о том, как действовать в рамках сложившейся ситуации. Специфика гуманитарного знания такова, что единая модель без поправок, без уточнений работать не будет. Значит, нужно думать над тем, как сделать эту модель гибкой, как наполнить ЕГЭ иным содержанием. На мой взгляд, в ЕГЭ по литературе часть "С" разумнее было бы превратить в другую форму сочинения. И проводить ЕГЭ по всем гуманитарным предметам, возможно, стоит в два дня, как это делается, например, в Польше.

— Является ли журналистика, по вашему мнению, "полноценной" профессией?

— Журналистика — ремесло, очень важное для общества, наделенное миссией служения, но все-таки ремесло. Что касается тех, кто идет в журналистику, но хочет стать писателем, это их право. Вопрос в том, какой журналистикой они будут заниматься — очерковой или аналитической — и легко ли будет совместить по времени работу и писательство. Но от "яканья" и изложения своих тонких впечатлений от окружающей жизни на первых курсах все равно придется отказаться, потому что в журналистике важно, прежде всего, собрать информацию и внятно донести ее до аудитории. Публицистика — это отдельная ниша, и те, кто туда пойдет, должны понимать, что конкурировать им придется гораздо жестче, чем в нише собственно журналистики. Там мест под солнцем меньше, критерии отбора строже, и выживет действительно сильнейший.

— Нигде специально не готовят журналистов для желтой прессы, тем не менее, их армия растет. Каково ваше, университетского преподавателя, отношение к этому сегменту журналистики?

— К сожалению, желтая журналистика — это тоже журналистика. Вы работаете на адресата и продаете ему информацию в той форме, в какой он ее хочет получать. Здесь можно рассуждать о сложности нравственного и профессионального выбора, но запретить вы ничего не сможете. Своим студентам я на первой лекции говорю, что они пришли в профессию, в которой нет однозначного решения существующих внутри нее проблем. Они одновременно будут зарабатывать деньги и исполнять общественную миссию, все время пытаясь найти выход из этого противоречия. Если же они предпочтут плыть по течению, их утянет на дно.

— Насколько востребована сейчас качественная журналистка, скажем, такой жанр, как журналистское расследование?

— Вообще жанр расследования в его западном понимании у нас отсутствует. Те расследования, которые у нас были и отчасти проводятся до сих пор, в массе своей либо заказные, либо неграмотные, либо и заказные, и неграмотные одновременно. Безусловно, есть отдельные исключения, есть смелые журналисты, но расследование — это жанр, а не только проявление смелости. Кроме того, когда ты таким жанром занимаешься, нужно быть не только смелым, но и осторожным, нужно отдавать отчет, что ты ходишь по минному полю. Что же касается бескомпромиссности в журналистике, то журналист всегда зависит от издания, информационной среды, запросов, собственных взглядов, наконец. Журналистика — компромиссная профессия, вопрос только в том, где находится предел твоего компромисса, где та черта, за которую ты никогда не переступишь.

— Вы много лет работаете на телевидении. Нашли ли вы ответ на вопрос, кто кого создает — телевидение телезрителя или наоборот?

— Телевидение зависит от запроса зрителя и само же этот запрос формулирует. Это ловушка, в которой находятся и производители, и потребители телевизионного продукта. Другое дело, что время от времени телевидение должно решаться на разрушение существующих форматных границ, иначе оно не будет развиваться. Большие телевизионные начальники это понимают и, надо отдать им должное, иногда решаются экспериментировать, ставить в эфир то, что может и "не пойти" у зрителей.

— Александр Николаевич, что бы вы посоветовали своим будущим студентам?

— Прежде всего, нужно отдавать себе отчет в том, что мы не можем научить студентов действовать в условиях, которые выпадут на их долю через пять-шесть лет — все слишком быстро меняется в профессии, особенно в нынешнюю цифровую эпоху. Если раньше телевидению требовались люди, которые могли говорить с миллионами, то развивающееся интернет-телевидение потребует людей, которые могут говорить с тысячами, а это совсем другая профессия. Поэтому бесполезно учить современных студентов на примере прошлых журналистских приемов. Мы все время занимаемся поиском новых решений, моделируем ситуации, которые на телевизионном рынке только возникают, форматы, которые еще только складываются. Так что если вы не боитесь придумывать новые ходы для решения будущих задач, отношения у нас сложатся. Я делаю ставку на самостоятельно мыслящих людей, способных обосновать свое мнение, даже если я с ним не согласен.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.