• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Помимо города реального, на авансцену начинает выходить город виртуальный»

«Помимо города реального, на авансцену начинает выходить город виртуальный»

© iStock

В Вышке стартовал набор в новую онлайн-магистратуру «Цифровая урбанистика и аналитика города». Какие процессы порождает онлайн-город, почему урбанисты отчасти «цифровые следопыты», по какой причине аналитики города востребованы на региональных рынках и о кадровом голоде в отрасли, рассказывают Екатерина Зарудная, академический руководитель программы, и Кирилл Пузанов, ее научный руководитель.

Екатерина Зарудная
Екатерина Зарудная

— Екатерина Борисовна, что представляет собой урбанистика в России? 

— Современный этап развития отечественной и мировой урбанистики интересен тем, что мы наблюдаем стремительное усложнение практически всех городских процессов. Уровень цифровизации многократно возрастает. Цифровизация управления городом, неструктурированные большие данные и цифровые технологии, которые стали частью повседневной жизни горожан, — все это множится и требует новых подходов к планированию и проектированию.

Причем цифровизация не облегчает сложность, она порождает еще большую комплексность. Помимо города реального, на авансцену начинает выходить город виртуальный, живущий по своим, еще не в полной мере сформулированным и изученным законам. 

Единственное, что понятно уже на данном этапе, — онлайн-город нельзя воспринимать как копию города физического. Он не дублирует, а изменяет процессы, да и к тому же порождает собственные 

 Это не только важно для понимания и управления городским развитием, но и безумно интересно, так как перед нами открываются новые поля знания. В этом кроется сильная сторона: усложнение ведет к увеличению разнообразия — ключевого городского ресурса. Их изучение принципиально потому, что обоснование проектных решений в городском развитии требует интеграции разнородных данных — офлайн и онлайн, — понимания возможностей и ограничений аналитического инструментария, навыков проектного управления и постановки задач команде исполнителей.

— Кирилл Александрович, как формировался и на чем базируется образовательный контент программы?

— Для начала надо понять, что такое цифровая урбанистика. Город и горожане каждый день оставляют множество цифровых следов, а часть нашей повседневной коммуникации и экономической деятельности перешла в онлайн. Современный специалист должен быть немного цифровым следопытом, уметь читать эти знаки и использовать знание цифровых ресурсов для обоснования решений в городском развитии. Мы принципиально пока называем это цифровым следопытством, а не цифровым планированием, так как далеко не все тропы в этой области знания изведаны, до полноценного цифрового планирования еще должно быть совершено немало открытий, должны появиться свои цифровые Витрувии, Ле Корбюзье и Гутновы.

Но и классических задач работы с городом никто не отменял. Современным специалистам необходимы понимание экономического и социального контекста, правового поля, географических закономерностей и пр. Наша программа базируется на опыте Высшей школы урбанистики факультета городского и регионального развития: мы уже имеем в портфеле ряд программ по направлению «Градостроительство» и достаточно продолжительный опыт их реализации, а наши преподаватели — теоретики и практики городского развития с обширным опытом реализации проектной, консалтинговой и научной деятельности. 

Кирилл Пузанов
Кирилл Пузанов

— Можно ли сказать, что программа не имеет аналогов на рынке высшего образования РФ?

Кирилл Пузанов. От программ других вузов РФ ее отличает сочетание теоретической подготовки, широкого аналитического инструментария, навыков работы в специализированном программном обеспечении и практической подготовки на основе реальных кейсов. На образовательном рынке в основном представлены программы с фокусом на отдельных вышеперечисленных аспектах либо готовящие профильных специалистов по отдельным направлениям городского развития (в основном Москва и Санкт-Петербург). 

В полностью онлайн-формате магистерская программа по урбанистике и аналитике пока не предлагается ни одним из ведущих вузов страны 

Краткосрочными онлайн-программами дополнительного профессионального образования невозможно сформировать междисциплинарный набор компетенций, важных для специалистов, — необходимо системное и продолжительное обучение в магистратуре.

— Насколько востребованы урбанисты на рынке труда? Какие профессиональные задачи перед ними стоят?

Екатерина Зарудная. Рынок городских проектов в России стремительно развивается, а тематика стабильно находится в фокусе внимания федеральных властей. Работодатели предъявляют запрос на профессионалов, способных, с одной стороны, проводить базовую аналитику происходящих в городе процессов и применять для этого соответствующий инструментарий, с другой — выступать в роли менеджеров проектов и лидеров междисциплинарных команд. 

Актуальность открытия нашей программы продиктована текущим запросом в первую очередь региональных рынков труда, где требуются не просто специалисты широкого профиля, но знатоки локального контекста. В противном случае мы рискуем столкнуться с унификацией городской среды в разных регионах, что может привести к ее обеднению. Текущий кадровый голод в проектах и их специфика, которая может быть плохо различима без погружения в контекст, тормозят городское развитие региональных центров и малых городов. И здесь наша программа предлагает специалистам, уже погруженным в специфику своего региона, обрести знания и умения, которые позволят им выйти на новый уровень региональных проектов.

— Каков портрет вашего абитуриента?

Екатерина Зарудная. Программа рассчитана в первую очередь на молодых специалистов с опытом работы, стремящихся получить широкое и практико-ориентированное магистерское образование для развития карьеры. При этом мы ждем не только тех, чья деятельность связана с городскими проектами, но и профессионалов с дата-аналитическим бэкграундом, которые хотят развиваться в направлении городской аналитики во всем ее многообразии. Пул вариативных дисциплин предполагает изучение продвинутых методов работы — от цифровой антропологии до машинного обучения. Подобный инструментарий делает из выпускника программы уникального профессионала, обладающего принципиально новыми навыками обоснования проектных решений и разработки сценариев развития территории.

— Какие треки и дисциплины предлагает программа? 

Кирилл Пузанов. В основании программы лежат четыре элемента: теоретический и инструментальный базисы, управленческий блок и проектная работа. Теория — то, без чего невозможно дать комплексную оценку качества проекта, его ценности для развития города в глобальном контексте. Она включает градорегулирование и территориальное планирование, экономику, социологию — все, что составляет основу принятия решений в городском планировании. Аналитический инструментарий — различные методы анализа городских данных (пространственных, социологических, экономических и т.д.) — то, без чего профессионал не сможет быть полезным в реальном проекте. Управление проектом — подбор команды, менеджмент, механизмы финансирования и реализации проекта, составление проектных и внутренних технических заданий. Проектная работа — подготовка студентов к решению реальных задач по аналитическому сопровождению проектной деятельности. Акценты в части навыков мы делаем не только на хард-, но и на софт-скилы: презентации, сторителлинги, работа в команде и коммуникация с заказчиками. Финальным этапом обучения станет защита выпускной проектной работы, которая актуальна для конкретной урбанизированной территории.

— Какие компетенции освоят студенты? Где они могут работать?  

Кирилл Пузанов. Выпускник программы — междисциплинарный специалист, содержательный лидер команды, который одинаково хорошо понимает специфику как аналитической, так и управленческой стороны городского проекта. Мы видим минимум три возможные роли для нашего выпускника, которые условно можно назвать «мастер», «тактик» и «стратег».

«Мастер» отвечает за свой аналитический блок (пространственный, социологический, больших данных и т.д.). Знает языки программирования, знает, какие данные помогут для достижения целей проекта, и способен их добыть.

«Тактик» руководит междисциплинарной группой, занимающейся городским проектом, подбирает инструментарий, соответствующий целям и задачам проекта, представляет решение и оценивает его адекватность.

«Стратег» отвечает за проект — от подбора команды (в том числе аналитиков) до формирования сметы, инициирует и планирует проведение исследований, интерпретирует результаты аналитики и с их помощью обосновывает проектные и стратегические решения.

— Как будет организовано обучение? 

Екатерина Зарудная. Учебный план предусматривает широкое применение асинхронных и синхронных форм обучения. Часть лекций по дисциплинам будет проводиться в асинхронном онлайн-режиме, что дает возможность студентам изучать теоретические материалы в любое время без привязки к географической локации. Остальные занятия предполагают взаимодействие, максимально приближенное к очным программам. 

Особое внимание уделено интерактивной работе студентов с преподавателями и экспертами — это важная составляющая проектной работы и разбора кейсов, которая предусматривает регулярные вебинары, обсуждения командного проекта с одногруппниками и консультационную поддержку ассистентов преподавателей. 

Обучение не ограничивается лекционным и семинарским форматами. В рамках программы проводятся мастер-классы, полевые исследования, дебаты, презентации, а также используются и другие интерактивные способы знакомства с городской средой и реальной исследовательской практикой.

Онлайн-формат позволит специалистам, работающим в регионах, существенно повысить уровень своей квалификации, не выезжая из своего собственного города и продолжая работу над текущими проектами. Занятия будут проходить преимущественно в вечернее время в будни и в субботу, чтобы можно было эффективно совмещать работу и учебу. Записи занятий будут доступны студентам весь период обучения.

Подробнее об онлайн-курсах, специализациях и очных онлайн-программах НИУ ВШЭ можно узнать на сайтах «Онлайн образование в НИУ ВШЭ» и «Высшее онлайн-образование от НИУ ВШЭ», а также в наших социальных сетях: телеграм-канале «Онлайн-программы НИУ ВШЭ», группе во «ВКонтакте» «Вышка Онлайн», YouTube-канале «Вышка Онлайн», канале «Вышка Онлайн в Дзене», аудиоподкасте на «Яндекс Музыке» «Вышка On the Line».

Текст: Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ