• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что есть человек?

В этом году на факультете философии ГУ-ВШЭ открывается первая магистерская программа "Философская антропология". О ее структуре и содержании, о требованиях к абитуриентам и перспективах выпускников рассказывает декан факультета философии Алексей Руткевич.

— Алексей Михайлович, почему было выбрано именно такое название магистерской программы?

— Во-первых, философская антропология объединяет самые разные разделы философии, которые, так или иначе, имеют отношение к человеческому бытию и действию. Это значит, что программа будет интересна для довольно большого числа абитуриентов, интересующихся философией. Три философских вопроса — что я могу знать? что я должен делать? на что я смею надеяться? — у Канта сводятся к одному: что есть человек?

Во-вторых, с проблемами философской антропологии связаны все кафедры нашего факультета. Их всего четыре: онтологии, логики и гносеологии, истории философии, практической философии (то есть этики, политической философии, философии хозяйства, философии права) и наук о культуре. На нашем факультете не только нецелесообразно, но даже невозможно открывать магистерскую программу по проблематике какой-то одной кафедры. К тому же одно из условий создания магистерских программ в Вышке — чтобы они были межкафедральными, и наша программа со столь широкой тематикой в полной мере отвечает этому требованию.

В-третьих, философская антропология связана с науками о человеке, а в ГУ-ВШЭ как социально-экономическом университете представлены, прежде всего, социальные науки, изучающие человека. У студентов нашей магистратуры будет гораздо больше возможностей для изучения, к примеру, экономики, психологии и социологии, чем в других вузах.

И, конечно, для реализации такой программы у нас есть кадры — профессора, которые ведут исследования по данной тематике. Я сам писал работы по классикам немецкой философской антропологии (например, по Арнольду Гелену и Максу Шелеру), есть те, кто занимается политической антропологией, — например, профессор Александр Филиппов, культурной антропологией — заведующий отделением культурологии Виталий Куренной.

— За рамками выбранной тематики все-таки остаются некоторые разделы философии.

— Конечно, у нас есть ограничения — факультет невелик, и кафедр не так много по сравнению, скажем, с философским факультетом МГУ. У нас не будет специализации по математической логике — те немногие ребята, которые ей занимаются в бакалавриате и поступят в магистратуру, смогут выбрать индивидуальный учебный план. Мы вряд ли будем открывать магистратуру по философии религии или эстетике, хотя у нас есть специалисты по этим вопросам.

— Какие курсы будут обязательными для всех студентов?

— Обязательны четыре предмета, которые входят в государственный стандарт. Это философская антропология (количество часов больше, чем предусмотрено стандартом), современная философия (с середины XX века), проблемы современной философии и курс, посвященный педагогике и психологии, связанный с педагогической практикой. Курс философской антропологии, разумеется, будут вести преподаватели всех кафедр факультета.

— В этом курсе будут изучаться проблемы XX века?

— Скорее всего, да, хотя, конечно, необходимы дополняющие его историко-философские курсы. В то же время, если кто-нибудь из преподавателей предложит спецкурс, скажем, по антропологической проблематике в философии XVII века, почему бы нет? Студенты проходили Паскаля, но они его не так уж хорошо знают.

Вообще же студентам магистратуры нет смысла изучать философскую антропологию, начиная с философов Древней Греции, поскольку все это они проходили на младших курсах бакалавриата. Мне самому когда-то доводилось читать курс философской антропологии, который я начинал с обзорных лекций от Сократа до Фейербаха, но в магистратуре на него нет времени.

— Как вы определяете, какие проблемы современной философии нужно изучать в курсе с одноименным названием?

— Это будут определять сами профессора, читающие этот курс, и я не буду им что-то навязывать. Хотя, конечно, некоторые запреты на факультете есть. Например, я не приглашал сюда профессоров, преподававших научный коммунизм или столь же оригинальные учения, вроде радикального феминизма (есть и такая философия). У нас не будет читаться историософия, в которой "синтезируются" Ленин и Бердяев.

— Зачем философам педагогика? Это как-то связано с их будущей работой?

— На втором году обучения предусмотрена обязательная педагогическая практика (10 недель подготовки и ведения занятий), поскольку выпускники нашей магистратуры получают право ведения преподавательской деятельности. Для чтения курса педагогики и возрастной психологии мы приглашаем преподавателей с факультета психологии.

По моим оценкам, значительная часть выпускников нашей программы будут не только заниматься научной работой, но и преподавать философские дисциплины — философию, логику, культурологию, концепции современного естествознания, этику. Эти предметы (в том или ином наборе) являются обязательными для всех специальностей и направлений, по которым готовят кадры российские вузы. Разумеется, наши выпускники при желании смогут работать и в других сферах — например, в журналистике или политическом консалтинге.

— Насколько велики возможности выбора курсов?

— Мы предложим достаточное количество курсов по выбору студентов. Вот некоторые названия: "История и философия научного эксперимента", "Философия и социология музыки", "Тиллих и Хайдеггер: в поисках бытия", "Владимир Соловьев и национальный вопрос в России: философско-исторический контекст. Полемика с Данилевским". Чтобы курс состоялся, его должны выбрать, как минимум, пять человек. Если желающих окажется меньше, преподаватель не будет его читать.

— Сколько человек вы планируете набрать?

— Есть общее правило: набор в магистратуру должен быть не больше того числа студентов, которые окончили бакалавриат. В этом году на факультете философии состоится первый выпуск бакалавров — всего 28 человек. Предполагается, что у нас будет 25 бюджетных мест. Среди моих студентов есть те, кого я не хотел бы видеть в магистратуре — дай Бог им бакалавриат окончить.

В будущем мы планируем увеличить число мест до 35, поскольку на факультете в прошлом году было открыто отделение культурологии, и часть его выпускников, вполне вероятно, также пойдут в нашу магистратуру. Кроме того, количество мест может быть еще больше, поскольку вся система высшего образования в России переходит на "4+2", магистратура останется далеко не во всех университетах, и в магистратуру Вышки будет поступать больше выпускников других вузов. Для больших факультетов разница в 510 человек незаметна, для нас такой рост дает возможность увеличить число курсов по выбору. Кроме того, в дальнейшем наверняка будет приток желающих учиться платно, получать магистерское образование по философии, имея диплом бакалавра другого направления, но об этом пока говорить рано.

— То есть в этом году вы планируете принять в магистратуру только выпускников вашего бакалавриата?

— В основном, да, хотя в соответствии с недавно принятым законом об уровнях высшего образования, им все равно придется сдавать вступительные экзамены.

— Тем не менее, чтобы учиться по программе "Философская антропология", желательно иметь высшее образование по философии? Или это необязательно?

— Я никогда не считал и не считаю, что философия — дело только тех, кто получил философское образование. Философией могут заниматься выпускники хоть физического, хоть агрономического факультета. Поэтому главное — чтобы люди, поступающие в нашу магистратуру "со стороны", действительно интересовались философией. Ведь может быть и так, что к нам захотят прийти абитуриенты или несостоявшиеся в своей области, или потому что их больше никуда не берут.

Не исключаю, что у нас захотят учиться выпускники бакалавриата других факультетов Вышки. Я общался с коллегами в Нижегородском филиале, и выяснилось, что есть выпускники других направлений — экономики, прикладной математики, которых интересует философия. Конечно, поначалу им будет трудно, нужно будет "догнать" тех, кто уже имеет философское образование. В дальнейшем, наверное, наладится "обмен" между разными факультетами: к нам будут приходить выпускники других бакалавриатов, которых интересует философия, а некоторые наши выпускники также смогут сменить направление обучения.

Среди будущих бакалавров, конечно же, есть те, кто хочет стать учеными и преподавателями, а наша магистратура — классический вариант Master of Science.

— Возможно ли на факультете философии открытие прикладной магистерской программы — аналога Master of Arts?

— Да, у нас есть такие планы. Отчасти открытие программы Master of Arts будет связано с отделением культурологии, мы планируем посвятить ее менеджменту в сфере искусства. Но эта магистерская программа будет предназначена для всех тех, кто не стремится стать кандидатом и доктором наук, доцентом и профессором.

— Есть ли магистерские программы по философии в других московских университетах?

— Мне известны магистерские программы в РУДН, в МГУ (там обучение в магистратуре только платное). В остальных же случаях на факультетах философии сохранена традиционная пятилетка, бакалавриата и магистратуры нет. Мы в этом смысле первопроходцы.

— Как вы оцениваете состояние философского образования в современной России? Есть ли здесь те же проблемы, как в экономическом и юридическом образовании, когда открываются псевдовузы и псевдофакультеты не для того, чтобы учить студентов, а чтобы собирать с них деньги?

— Философских факультетов в России — по понятным причинам — гораздо меньше, чем экономических и юридических. Лицензии на подготовку по философии имеют 57 вузов, реально обучают 47. Только в трети из них дают хотя бы сносное образование, а все остальные учат Бог ведает чему. Но и в таких вузах встречаются неплохие студенты — может быть, 3—4 человека из 50 поступивших. Мне обидно не за тех, кто пришел получить какой бы то ни было диплом, а потом сделаться "офисным планктоном", а именно за толковых ребят, которые вполне могли бы учиться и у нас, и в МГУ, и в РГГУ.

Одна из проблем образования в нашей сфере состоит в том, что философию с советских лет очень часто преподавали и преподают невежественные люди. Вы можете себе представить, чтобы математику в вузе вел человек, не имеющий математического образования? Наверное, нет. А вузовских преподавателей философии без философского образования более чем достаточно. В советские годы их было 90% — отставные политруки и секретари райкомов ВЛКСМ, жены "хороших людей", окончившие пединститут и заучившие основы марксизма-ленинизма. И эти люди продолжают работать!

На мой взгляд, со временем ситуация будет меняться к лучшему. Для того и работают такие факультеты, как наш, для того и будут открываться магистерские программы, чтобы готовить преподавателей философии нового поколения.

Борис Старцев, Сергей Степанищев, Новостная служба портала

Ссылки: