• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы формируем предложение на рынке труда, которому пока нет аналогов»

«Мы формируем предложение на рынке труда, которому пока нет аналогов»

© iStock

В сентябре в Вышке стартует обучение в новой онлайн-магистратуре «ЛигалТех». Первая программа по Legal Technology в России подготовит высококлассных специалистов по автоматизации и цифровизации юридической функции. Академический руководитель программы Роман Янковский рассказал, как разрешение споров онлайн даст миллионам жителей планеты доступ к правосудию, почему «правовая кибернетика» в вузах морально устарела и зачем обучать юристов программированию.

Роман, какие тренды развития правовой инфраструктуры привели к созданию программы «ЛигалТех»?

Мы действительно решили открыть полноценную магистратуру — не набор отдельных курсов, а именно комплексную программу, адаптированную для юристов и нацеленную на практическую работу в сфере Legal Tech. Почему мы считаем, что наша отрасль уже готова к такой программе?

Технологии уже изменили (и еще сильнее изменят) юридическую практику. Например, криптография позволяет удаленно взаимодействовать почти во всех сферах юридической работы: в договорных отношениях, с государством, нотариусами, судами и пр. Искусственный интеллект снижает рутинную нагрузку на юристов, в том числе автоматизирует аналитическую работу. Благодаря накоплению открытых данных за последние 10–15 лет были собраны огромные базы нормативных актов, решений судов, контрактов, на основе которых исследователи уже собирают статистические закономерности, а в будущем станут обучать искусственный интеллект (системы автоматического создания, толкования и применения норм права).

Роман Янковский
Роман Янковский
Фото: Высшая школа экономики

Меня очень интересует разработка формального языка для описания правовых норм (так называемое машиночитаемое право). Перевод нормативных актов на формальный язык позволит автоматически толковать и применять нормы права без участия человека. В этом ключе составлена недавно принятая правительством Концепция развития технологий машиночитаемого права.

В ряде юрисдикций уже применяется разрешение споров онлайн (Online Dispute Resolution, ODR). Так, в странах ЕС действует процедура разбирательства по небольшим жалобам, проистекающим из трансграничных сделок. Пилотные проекты развиваются и в Китае, и в Индии, и в ОАЭ. Разрешение споров онлайн удешевит судебный процесс, снизит логистические издержки и в конечном счете даст миллионам жителей планеты доступ к правосудию, которого у них сейчас нет.

При этом специалистов, владеющих соответствующими цифровыми навыками, у нас пока не готовят. Юристам на первом курсе читаются стандартные дисциплины по справочно-правовым системам и основам компьютерной грамотности. На старших курсах иногда преподается правовая кибернетика в ее устаревшей интерпретации. В отсутствие математической подготовки все эти дисциплины остаются обзорными и не дают реальных компетенций по работе с данными, инструментами математической статистики, математической логикой и т.п.

Как шел процесс формирования образовательной концепции программы? Из каких модулей она состоит?

Мы провели множество интервью с экспертами и даже собрали несколько сессий в Вышке. Получившаяся концепция выглядит следующим образом: наша программа включает набор обязательных дисциплин, дисциплин по выбору и практикумов. Пул дисциплин одинаковый у всех студентов. Практикумы отличаются в зависимости от того, какую LegalTech-специализацию (трек) выбирает студент.

Практически все обязательные дисциплины программы посвящены технологиям. Вначале мы вводим студентов в технологии и соответствующие проблемы. Этому посвящены курсы «Ключевые технологии в Legal Tech», «Информационные системы», а также «Технологические проблемы права». Параллельно мы учим студентов математике в объеме, необходимом для программирования: для этого предусмотрен предмет «Математический анализ и статистика».

Основная часть программы — обучение анализу данных и программированию. После этих курсов студенты получат необходимые знания и навыки для создания собственных цифровых продуктов, включая программирование на языке Python.

Помимо обязательных, студент также выберет несколько дисциплин из вариативного пула. Это могут быть технологические дисциплины, такие как «Информационная безопасность», «Искусственный интеллект и машинное обучение», «Финансовые технологии и блокчейн» или «Базы данных». Это позволит студенту еще сильнее развиться вглубь в технологии разработки LegalTech-продуктов.

С другой стороны, в пуле по выбору есть и нетехнологические дисциплины. Это «Право интеллектуальной собственности», «Регулирование ИИ», «Регулирование технологий» и «Менеджмент». Соответственно, если студент почувствует, что ему достаточно технических дисциплин в основной части программы, он может взять дисциплины по праву и менеджменту в качестве дополнительных.

Наряду с вариативностью на уровне дисциплин, студенты смогут выбрать один из двух практических треков. Треки определяют, какие практикумы будет слушать студент. Грубо говоря, корпоративный трек «Управление автоматизацией юридической функции» нужен тем, кто хочет участвовать в разработке крупных LegalTech-решений, а прикладной трек «LegalTech-разработка» подойдет, если студент видит себя будущим разработчиком собственных продуктов.

Выпускники получат диплом магистра по специальности «Прикладная математика и информатика», при этом программа заявлена в том числе для студентов с непрофильным образованием. Неужели абитуриент без IT-бэкграунда действительно может рассматривать «ЛигалТех» для обучения? Какой лифт предусмотрен на программе для усвоения знаний гуманитариями?

Мы предполагаем, что абитуриент без технологического образования сможет полноценно учиться у нас и окончить эту программу. Более того, рассчитываем, что абсолютное большинство наших абитуриентов не будут иметь профильного образования по математике или компьютерным наукам. Поэтому наши дисциплины адаптированы для гуманитариев, даже более того — для юристов (а это самые закоренелые гуманитарии). Математика, программирование — мы верим, что сможем научить этому юристов при правильном подходе.

© iStock

Для того чтобы студенты чувствовали себя комфортно в чужой сфере, мы попросили преподавателей адаптировать курсы для гуманитариев. У нас не будет стандартных курсов, предназначенных для технарей: все курсы переработаны исходя из пререквизитов, которыми располагают наши студенты. Разумеется, студентам также потребуется приложить усилия. В частности, придется сдать вступительный тест по математике. Он не очень сложный, и примерные темы и задания известны заранее; однако, как мы думаем, такой тест выполнит роль некоего фильтра, позволит абитуриентам понять, насколько они готовы потратить следующие два года на такую непростую программу.

Пару слов о специальности. Специальность «Прикладная математика и информатика» была выбрана не без дискуссий. Наша программа крайне междисциплинарна, и нам не подошло ни одно из существующих направлений. Поэтому мы взяли «Прикладную математику и информатику». Во-первых, основные предметы нашей программы действительно относятся к математике и информатике. Во-вторых, мы не хотим давать студентам дипломы по юриспруденции, не обучая их праву. Диплом юриста дает ряд формальных возможностей (например, стать адвокатом или судьей), и мы не хотим брать на себя эту ответственность, притом что программа совсем не про право.

Студенты программы смогут не только изучать существующие продукты в Legal Tech, но и самостоятельно создавать их. Какие дисциплины будут сфокусированы на разработке таких продуктов?

Наша программа в целом ориентирована на то, что каждый студент придет с идеей своего продукта или вольется в групповой проект. В результате с первого же модуля студент начинает работать над собственным продуктом. Можно сказать, что вся наша программа сфокусирована на разработке и управлении LegalTech-продуктом.

В первом модуле у студентов запланирован практикум «Юридический дизайн», на котором мы изучаем методологию дизайн-мышления в контексте создания собственных юридических продуктов. С этого практикума студент выйдет с результатами проектирования своего продукта. Затем на дисциплине «Программирование без кода» студент изучит основные платформы для разработки no/low-code-решений и сможет собрать прототип. Параллельно студент изучит действующие LegalTech-продукты, их архитектуру на семинаре «Информационные системы».

На втором курсе ключевой предмет — «Наука о данных для юристов». Здесь студент в том числе научится программировать на языке Python, использовать датасеты для решения юридических задач. Этого в принципе достаточно для создания работающей версии продукта и запуска его в качестве полноценного коммерческого проекта.

Также, как я уже говорил, студенты смогут выбрать один из двух практических треков. Один из треков полностью посвящен LegalTech-разработке и подойдет тем, кто видит себя разработчиком собственных продуктов. На этом треке студенты, помимо основных дисциплин, смогут принять участие в LegalTech-хакатоне, где потренируются в быстрой командной разработке собственных продуктов.

Расскажите, пожалуйста, про партнеров программы. Какие преимущества дает студентам такое партнерство?

Наша онлайн-магистратура — совместная программа с «Нетологией». Это крупнейшая онлайновая образовательная площадка в России, которая к тому же давно и успешно сотрудничает с Вышкой. В прошлом году «Нетология» и ВШЭ запустили чрезвычайно успешную магистратуру по управлению цифровым продуктом. Мы недолго колебались, когда «Нетология» предложила партнерство по направлению Legal Tech. Я уверен, что они — лучший вариант для такой сложной нерешенной задачи, как обучение юристов технологиям.

Также мы будем сотрудничать или уже сотрудничаем практически со всеми ведущими игроками в российском Legal Tech. Поскольку наша программа первая среди подобных магистратур и, по существу, еще не имеет конкурентов, мы ни с кем не боремся за преподавателей и экспертов. И разумеется, мы предложим нашим студентам наилучшие варианты для стажировок по специальности, ведь, по сути, мы формируем предложение на рынке труда, которому пока нет аналогов. Индустриальных партнеров для стажировок также подбирает «Нетология».

На какие позиции могут претендовать выпускники программы?

Мы будем выпускать специалистов по цифровизации юридической функции. Такие кадры чрезвычайно востребованы на рынке как в крупных юридических фирмах, так и в крупных цифровых компаниях вроде Сбера, «Интерфакса», большой тройки сотовых операторов. Также наши выпускники найдут себя в крупных юридических отделах отраслевых компаний — сейчас все они задумываются о реформе Legal Operations, а ведь это именно то, чему мы учим.

Выпускники программы смогут работать в таких должностях, как:

 правовой аналитик (аналитик юридических данных);

 специалист/руководитель проектов по автоматизации юридической функции;

 юрист-разработчик (Legal Engineer);

 специалист по защите персональных данных (Data Protection Officer).

Зарплата для специалиста в Legal Tech выше, чем у начинающего юриста без востребованной специализации. К тому же юристы с технологическим бэкграундом гораздо более востребованы за рубежом: практически все страны отстают от России в этой сфере, поэтому образование и опыт, полученные в России, можно эффективно использовать по всему миру.

Текст: Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ